Типы документов

Реклама

Партнеры

Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан от 04.04.2013 N 71-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сафина Рината Хазиповича на нарушение конституционных прав и свобод распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 24 ноября 2008 года и постановлением Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан от 26 марта 2009 года"



КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 4 апреля 2013 г. № 71-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА
САФИНА РИНАТА ХАЗИПОВИЧА НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ
И СВОБОД РАСПОРЯЖЕНИЕМ ПРАВИТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ
БАШКОРТОСТАН ОТ 24 НОЯБРЯ 2008 ГОДА И ПОСТАНОВЛЕНИЕМ
АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ТУЙМАЗИНСКИЙ РАЙОН
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН ОТ 26 МАРТА 2009 ГОДА

Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе председательствующего - судьи Л.Ш.Гумеровой, судей Р.Р.Каримовой, В.М.Крылова, Ф.Р.Муратшина,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы Р.Х.Сафина к рассмотрению,

установил:

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Республики Башкортостан гражданин Сафин Р.Х. просит проверить конституционность распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 24 ноября 2008 года № 1459-р и постановления Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан от 26 марта 2009 года № 399 "Об оптимизации сети бюджетных учреждений".
Заявитель полагает, что издание указанных актов послужило поводом к прекращению трудового договора с педагогическим работником по инициативе работодателя с умалением права лица, осуществлявшего педагогическую деятельность в учреждениях для детей, на досрочное назначение ему трудовой пенсии по старости, что нарушает закрепленные статьями 2, 11, 40, 45 и 52 Конституции Республики Башкортостан конституционные права.
2. Конституционный Суд Республики Башкортостан, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституционный Суд Республики Башкортостан в соответствии с частью первой статьи 106 Конституции Республики Башкортостан и пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод проверяет конституционность нормативного правового акта органа государственной власти Республики Башкортостан, органа местного самоуправления.
Критерии нормативности правового акта сформулированы в законодательстве и судебной практике. Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт уполномоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), постоянного или временного характера, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения (статья 2 Закона Республики Башкортостан от 12 августа 1996 года № 42-з "О нормативных правовых актах Республики Башкортостан", Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17 ноября 1997 года № 17-П, Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 2 марта 2006 года № 58-О, Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан от 29 октября 2009 года № 42-О, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2003 года № 2 и др.).
Правительство Республики Башкортостан в соответствии с частью второй статьи 97 Конституции Республики Башкортостан в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения, контролирует их исполнение. При этом согласно статье 2.1 и части второй статьи 12 Закона Республики Башкортостан "О нормативных правовых актах Республики Башкортостан" нормативными правовыми актами Республики Башкортостан являются принимаемые Правительством Республики Башкортостан акты в форме постановлений.
Целями принятия распоряжения Правительства Республики Башкортостан от 24 ноября 2008 года № 1459, как следует из его преамбулы, являются оказание методической и практической помощи органам местного самоуправления по своевременному введению новых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений с 1 января 2009 года. В пунктах 1 - 4 и 7 данного акта содержатся указания оперативно-распорядительного характера для республиканских органов исполнительной власти (Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан, Министерства финансов Республики Башкортостан, отраслевых министерств и ведомств), направленные на организацию и обеспечение исполнения ими возложенных на них функций в данной сфере управления в срок до 1 декабря 2008 года. В этом же распоряжении Правительство Республики Башкортостан формулирует рекомендации органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений относительно перечня мероприятий, необходимых для введения новых систем оплаты труда работников муниципальных учреждений и разработки критериев оценки эффективности деятельности их руководителей. В частности, рекомендуется осуществить реализацию планов мероприятий по оптимизации сети, штатов и расходов муниципальных учреждений, в том числе изменение организационно-правовой формы муниципальных учреждений и изменение типа путем создания автономных учреждений (абзац 5 пункта 5).
Во исполнение указанного распоряжения Правительства Республики Башкортостан Администрация муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан принимает оспариваемое заявителем постановление от 26 марта 2009 года № 399 "Об оптимизации сети бюджетных учреждений". Приложение к данному постановлению предусматривает плановый период с мая по август 2009 года, в течение которого намечается осуществить мероприятия по изменению типа двух муниципальных бюджетных учреждений путем создания автономных учреждений и изменению организационно-правовой формы общеобразовательных учреждений с указанием ответственных исполнителей и финансово-экономическим обоснованием ожидаемых результатов. В пункте 2 своего постановления Администрация муниципального района текстуально воспроизводит вышеприведенную рекомендацию Правительства Республики Башкортостан с уточнением ее адресата - администрации поселений муниципального района Туймазинский район.
Таким образом, распоряжение Правительства Республики Башкортостан от 24 ноября 2008 года № 1459 и постановление Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан от 26 марта 2009 года № 399 "Об оптимизации сети бюджетных учреждений" не отвечают признакам нормативности правового акта, поскольку не устанавливают правовые нормы (правила поведения общего характера) и действуют в течение срока выполнения республиканскими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления организационно-распорядительных мероприятий по вопросам перехода на новые системы оплаты труда руководителей и работников муниципальных учреждений, включая меры по оптимизации сети муниципальных учреждений.
Ненормативные правовые акты не являются предметом конституционного контроля. В этой связи жалоба заявителя не может быть признана соответствующей допустимости обращений в Конституционный Суд Республики Башкортостан (часть 1 статьи 42 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан").
3. В Республике Башкортостан гарантируется судебная защита прав и свобод человека и гражданина (часть первая статьи 50 Конституции Республики Башкортостан).
Из представленных материалов видно, что заявитель воспользовался конституционным правом на судебную защиту, обратившись в районный суд с исковым заявлением о признании его увольнения незаконным, обязании изменить формулировку и дату увольнения, о взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, судебных расходов. Судья принял решение об отказе в иске, установив факт пропуска истцом без уважительных причин срока обращения в суд для защиты права, без исследования иных фактических обстоятельств по делу.
Таким образом, поставленный в конституционной жалобе вопрос о правомерности решений и действий администрации образовательного учреждения, осуществленных на основании оспариваемых ненормативных актов, разрешен по правилам гражданского и трудового законодательства в суде общей юрисдикции на основе федерального права, При этом заявителем не исчерпаны все имеющиеся средства правовой защиты трудовых прав в федеральных судах общей юрисдикции.
Проверка правильности применения федеральных законоположений в рассматриваемом судом общей юрисдикции деле, а также казуальное истолкование им смысла действующего права не относится к полномочиям Конституционного Суда Республики Башкортостан, как они определены частью первой статьи 106 Конституции Республики Башкортостан и частью 1 статьи 4 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 3, частью 1 статьи 4, частью 1 статьи 42, пунктом "б" части 1 статьи 46, частью 2 статьи 74 и статьей 77 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сафина Р.Х., поскольку она не отвечает требованиям Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", в соответствии с которыми обращение может быть признано допустимым.
2. Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан не может быть пересмотрено иным судом.
3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан".

Конституционный Суд
Республики Башкортостан


------------------------------------------------------------------