Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Верховного суда Республики Башкортостан от 19.04.2013 по делу N 3-31/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Постановления Правительства РБ от 20.12.2012 N 465 "О единых специально отведенных местах для проведения публичных мероприятий на территории Республики Башкортостан">



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 апреля 2013 г. по делу № 3-31/2013

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего - судьи Касимовой З.Ш.,
при секретаре судебного заседания - Ф.А.Ю.,
с участием прокурора - С.А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Башкирского республиканского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" об оспаривании Постановления Правительства Республики Башкортостан № 465 от 20 декабря 2012 года "О единых специально отведенных местах для проведения публичных мероприятий на территории Республики Башкортостан",

установил:

20 декабря 2012 года Правительством Республики Башкортостан издано Постановление № 465 "О единых специально отведенных местах для проведения публичных мероприятий на территории Республики Башкортостан" (далее Постановление).
Постановление опубликовано на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан www.npa.bashkortostan.ru, 20.12.2012, в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", 22.01.2013, № 3(405), ст. 134.
Башкирское республиканское отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" (далее БО ПП "КПРФ") обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением, в котором просит признать Постановление недействующим по тем основаниям, что им утвержден перечень мест для проведения публичных мероприятий в Республике Башкортостан без определения потребности проведения соответствующих мероприятий; в городе Уфе эти места определены без учета административного деления города (на 7 районов - 5 мест).
В заявлении также отмечается, что Правительство республики уполномочено отвести специальные места для проведения публичных мероприятий лишь республиканским законом, а не федеральным, что заявители считают неуместным.

Кроме того, с установленными Постановлением местами проведения публичных мероприятий, заявитель не согласен, т.к. они не соответствуют требованиям, установленным ч. 2 ст. 1 Закона Республики Башкортостан "О местах проведения публичных мероприятий в РБ": обеспечение возможности достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность, возможность использования объектов инфраструктуры, безопасность участников.
В судебном заседании представитель БО ПП "КПРФ" К.М.Г. (доверенность от <...>) требования поддержал и добавил, что не только в городе Уфе, но и в Аургазинском районе Республики Башкортостан в селе Толбазы место, отведенное для проведения публичных мероприятий, также не соответствует установленным законом требованиям, т.к. находится на территории зернотока, где действуют различные механизмы, что опасно для жизни участников мероприятия. Кроме того, в этом месте не проложен асфальт, оно находится далеко за пределами села.
Представитель Правительства Республики Башкортостан С.А.Р. (доверенность от <...>, выданная сроком на 3 года с правом передоверия, доверенность от <...>, сроком действия до 13.12.2013, в порядке передоверия) требования не признала и просила отказать в их удовлетворении, т.к. считает, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью соответствует федеральному и республиканскому законодательству. Подробно правовая позиция Правительства Республики Башкортостан изложена в письменном отзыве.
Прокурор С.А.Р. просил отказать в удовлетворении требований БО ПП "КПРФ", полагая, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую силу.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, проанализировав их доводы и возражения, Верховный Суд Республики Башкортостан пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявления БО ПП "КПРФ".
Согласно ст. 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, установленные права и свободы человека и гражданина, могут быть ограничены Федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом "б" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ) регулируются вопросы обеспечения реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных вышеназванным Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ).
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия.
В пункте 1.1 этой статьи сказано, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек (часть 1.1 введена Федеральным законом от 08.06.2012 № 65-ФЗ).
20 декабря 2012 года Государственным Собранием - Курултаем Республики Башкортостан принят Закон Республики Башкортостан № 619-з "О местах проведения публичных мероприятий в Республики Башкортостан" (далее Закон РБ № 619-з).
Согласно статье 5 Закона РБ № 619-з Правительство Республики Башкортостан определяет единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее специально отведенные места); при определении специально отведенных мест и установлении порядка их использования должны обеспечиваться возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность специально отведенных мест, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц (в том числе безопасность дорожного движения, пожарная безопасность).
Из содержания Постановления следует, что оно принято в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ и статьей 5 Закона РБ № 619-з и утверждает прилагаемый перечень единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест (мест проведения публичных мероприятий) на территории Республики Башкортостан (далее Перечень).
Изложенное свидетельствует о том, что Постановление принято по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, оно утверждает нормы, регламентирование которых федеральным законодательством отнесено к полномочиям субъекта Российской Федерации.
Кроме того, Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ определение мест проведения публичных мероприятий отведено к компетенции органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 92 Конституции Республики Башкортостан Правительство Республики Башкортостан является постоянно действующим органом исполнительной власти Республики Башкортостан; оно обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан на территории Республики Башкортостан; в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан - входит в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации и возглавляет ее.
На основании статьи 97 Конституции Республики Башкортостан, статьи 21 Закона Республики Башкортостан от 14 марта 2003 года № 474-з "О Правительстве Республики Башкортостан" и статьи 12 Закона Республики Башкортостан от 12 августа 1996 года № 42-з "О нормативных правовых актах Республики Башкортостан" Правительство Республики Башкортостан в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения, контролирует их исполнение. Нормативные акты Правительства Республики Башкортостан принимаются в форме постановлений.
Таким образом, Правительство Республики Башкортостан, утверждая Перечень, реализовало, предоставленные ему частью 1 статьи 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ и статьей 5 Закона РБ № 619-з полномочия по определению мест проведения публичных мероприятий.
Перечнем предусмотрены пять мест проведения публичных мероприятий в городском округе город Уфа, которые распределены следующим образом:
площадь перед зданием Федерации профсоюзов Республики Башкортостан (г. Уфа, ул. Кирова, 1);
площадь перед Дворцом спорта (г. Уфа, ул. Р.Зорге, 41);
площадь около фонтана, ограниченная улицами Таллиннской, Мусоргского, Юматовской;
площадь в сквере "Волна" (г. Уфа, ул. Ахметова, 297);
площадь перед Дворцом культуры химиков (г. Уфа, ул. Первомайская, 47).
Постановлением также утверждены места проведения публичных мероприятий в населенных пунктах по всей республике.
Судом не могут быть признаны состоятельными аргументы заявителя о том, что без учета административного деления города Уфы на семь районов, Перечнем определены лишь пять мест, ни одно из которых не соответствует критериям, предусмотренным частью 2 статьи 5 Закона РБ № 619-з: отсутствуют возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность специально отведенных мест, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры; не соблюдаются санитарные нормы и правила, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц (в том числе безопасность дорожного движения, пожарная безопасность).
Поскольку требования об определении мест проведения публичных мероприятий в каждом районе населенного пункта в нормативных правовых актах, имеющих большую силу, не содержится, в городе Уфе эти места в соответствии с Перечнем расположены в различных частях города, некоторые из них - на границе двух районов, суд считает такое их расположение обоснованным.
Концентрация мест для проведения публичных мероприятий только в центре города нарушала бы право жителей других частей города на проведение публичных мероприятий по месту своего жительства.
Из Перечня видно, что площадь около фонтана, ограниченная улицами Таллиннской, Мусоргского, Юматовской, площадь в сквере "Волна" (г. Уфа, ул. Ахметова, 297) расположены в обособленных от основной части города соответственно Демском районе г. Уфы и микрорайоне "Затон".
Площадь перед зданием Федерации профсоюзов Республики Башкортостан (г. Уфа, ул. Кирова, 1) находится в южной части города, на границе Ленинского и Кировского районов.
Площадь перед Дворцом спорта (г. Уфа, ул. Р.Зорге, 41) расположена посередине города, между южной и северной частью.
Площадь перед Дворцом культуры химиков (г. Уфа, ул. Первомайская, 47) расположена в северной части города на границе Калининского и Орджоникидзевского районов городского округа город Уфа.
В письме заместителя главы Администрации городского округа город Уфа от 18.04.2013 № 01-02-16895/13 в ответ на запрос Правительства Республики Башкортостан сказано, что места проведения публичных мероприятий были определены в целях обеспечения территориальной доступности данных мест для жителей города.
Суд не может согласиться с доводами заявителя о том, что они не отвечают целям проведения публичных мероприятий, поскольку они отведены в людных местах, местах наибольшего скопления граждан, где часто проводятся общегородские мероприятия (ярмарки сельхозпродукции, выставки и т.д.).
Аргумент заявителя о том, что эти места не соответствуют цели конкретного мероприятия, которое он намеревался провести, направив уведомление, а именно - митинга по поводу переименования улицы и библиотеки, названных в честь Закия Валиди, так же нельзя признать состоятельным.
Статьей 8 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ и статьей 5 Закона РБ № 619-з дано право органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации определять единые места для проведения всех публичных мероприятий, независимо от проблем, вопросов, поднимаемых их организаторами.
Суду представлена информация об остановочных пунктах и маршрутах общественного транспорта, в том числе и схемы маршрутов, из которых видно, что каждое из специально отведенных мест отвечает требованиям транспортной доступности, т.к. в непосредственной близости от этих мест расположены остановки различного общественного транспорта.
По информации Управления коммунального хозяйства и благоустройства Администрации городского округа город Уфа, содержащейся в указанном письме, на прилегающей территории к площади около фонтана, ограниченной улицами Таллиннской, Мусоргского, Юматовской, установлен один светофорный объект на пересечении улиц Таллиннской - Правды, один нерегулируемый пешеходный переход на пересечении улиц Таллиннской - Правды, один нерегулируемый пешеходный переход на пересечении улиц Таллиннская - Юматовская, остановка общественного транспорта по ул. Правды ДДЮТ "Орион". По улицам Таллиннская и Юматовская имеются тротуары, по улице Мусоргского осуществляется только пешеходное движение. По улице Юматовской и Таллинской имеются парковочные места для автотранспорта (65 мест).
На прилегающей территории по ул. Кирова, 1 (дом Федерации профсоюзов), светофорные объекты отсутствуют, имеются 4 нерегулируемых пешеходных перехода, тротуары по ул. Кирова, Мустая Карима, Карла Маркса. Остановки общественного транспорта - в пошаговой доступности по ул. Ленина и ул. Карла Маркса. Имеются парковочные места автотранспорта и стоянка для автомобилей на 100 мест.
На прилегающей территории по ул. Ахметова, 297 (сквер "Волна") в шаговой доступности имеются два светофорных объекта, остановка общественного транспорта, парковка для автотранспорта на 25 мест и тротуары.
На прилегающей территории по ул. Р.Зорге, 41 (площадь перед Дворцом спорта) имеется светофорный объект, тротуары, места для стоянки автотранспорта, остановки общественного транспорта и благоустроенная парковая зона.
На прилегающей территории по ул. Первомайская, 47 имеется светофорный объект, нерегулируемый пешеходный переход, остановки общественного транспорта, тротуары, парковочные места автотранспорта на 50 мест.
Недалеко от площадок, определенных Перечнем, имеются другие объекты инфраструктуры (магазины, кафе, больницы), в использовании которых участниками публичного мероприятия нет каких-либо препятствий.
По поводу утверждения заявителя о несоответствии мест проведения публичных мероприятий, утвержденных перечнем, требованиям безопасности, суд приходит к следующему.
Согласно приведенной выше статье 8 Федерального закона № 54 ФЗ публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
К местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, относятся:
1) территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдение специальных правил техники безопасности;
2) путепроводы, железнодорожные магистрали и полосы отвода железных дорог, нефте-, газо- и продуктопроводов, высоковольтных линий электропередачи;
3) территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, и зданиям, занимаемым судами, к территории и зданиям учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
4) пограничная зона, если отсутствует специальное разрешение уполномоченных на то пограничных органов.
Единые места проведения публичных мероприятий, указанные в Перечне, к перечисленным местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, не относятся.
Довод заявителя о том, что перед Дворцом спорта г. Уфы (ул. Зорге, 41) расположен ледовый городок, в связи с чем, это место опасно для проведения публичного мероприятия, суд не может принять во внимание.
Из приведенного выше письма Администрации городского округа города Уфы следует, что новогодняя елка и ледовый городок на площадке перед Дворцом спорта были установлены временно, на период новогодних праздников и зимних школьных каникул до 31 января, следовательно, на день запланированного БО ПП "КПРФ" публичного мероприятия - 23 февраля 2013 года ледового городка уже не было.
Судом приобщены к материалам дела по ходатайству представителя заявителя несколько фотографий мест проведения публичных мероприятий, в том числе фотография площадки перед Дворцом спорта г. Уфы (ул. Зорге, 41). Из этой фотографии видно, что перед Дворцом спорта установлены новогодняя елка и ледовые фигуры, которые опасность для жизни и здоровья участников мероприятия не представляют. Ледовый городок не имеет ледового покрытия, которое затрудняло бы движение людей в этом месте или делало бы его опасным. На снимке изображены дети, передвигающиеся по ледовому городку в обычной обуви.
Из фотографии площади перед зданием Федерации профсоюзов видно, что изображенная на ней площадка огорожена, а внутри площадки находится специальный транспорт.
В упомянутом письме Администрация города пояснила, что на площади перед зданием Федерации профсоюзов ведутся работы по установке памятника Мустаю Кариму и благоустройству прилегающей территории, в том числе для проведения публичных мероприятий, срок окончания строительно-монтажных работ - 31 октября 2013 года. Таким образом, данное обстоятельство также является временным.
Из фотографий площадок около фонтана в Демском районе города Уфы и в парке "Волна" в микрорайоне "Затон" видно, что они расположены в парковой зоне, а "не в полях и лесах на территории местного самоуправления", как отмечается в заявлении.
Отражение на этих фотографиях небольшого количества пешеходов не свидетельствует о том, что эти места безлюдные.
На фотографии места проведения публичных мероприятий в парке "Волна" изображен памятник, недалеко от которого работники коммунальной службы чистят территорию от снега с помощью снегоуборочных машин, что также не представляет угрозу безопасности участников публичного мероприятия.
Таким образом, суд считает, что, изображенные на представленных заявителем фотографиях обстоятельства, не ущемляют его прав на проведение публичных мероприятий.
Суд критически относится к доводу представителя заявителя, высказанному на судебном заседании при рассмотрении дела по существу, о том, что место проведения публичного мероприятия в Аургазинском районе Республики Башкортостан в селе Толбазы не соответствует предъявляемым законодательством требованиям, т.к. оно находится на зернотоке, где действуют соответствующие механизмы, что опасно для участников мероприятия; эта площадка не заасфальтирована; она находится на пустыре за пределами села и не отвечает цели публичного мероприятия.
В Перечне данная площадка указана как территория бывшего зернотока сельскохозяйственного производственного кооператива "Правда", т.е. это недействующий зерноток. Адрес данного места проведения публичного мероприятия (с. Толбазы. ул. Ибрагимова, 1) свидетельствует о том, что оно находится в пределах села Толбазы. Отсутствие асфальта на площадке соответствует условиям сельской местности.
В нормативных правовых актах, регулирующих рассматриваемые правоотношения и имеющих большую силу, не содержится требование о том, что места проведения публичных мероприятий должны располагаться в центре населенного пункта.
Аргумент заявителя о том, что определенные в Перечне места проведения публичных мероприятий должны быть расположены у зданий государственных органов, также не основан на законе, т.к. ни в Федеральном законе от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ, ни в Законе РБ № 619-з, ни в иных нормативных правовых актах, имеющих большую силу, такое требование не содержится.
Довод заявителя о том, что Постановление принято до вступления в законную силу Закона РБ № 619-з, на законность Постановления не влияет, т.к. оно принято не только на основании Закона РБ № 619-з, но и на основании Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ. Вместе с тем, оно соответствует, как установлено при рассмотрении настоящего дела, и требованиям Закона РБ № 619-з, вступившего к моменту рассмотрения дела в законную силу.
Как видно из содержания Постановления, в нем не регламентированы какие-либо запреты на проведение публичных мероприятий, не устанавливаются дополнительные ограничения, которые ущемляли бы права граждан на проведение публичных мероприятий и участие в них, не вводятся условия, направленные на воспрепятствование проведению публичного мероприятия, нет требований о сборе и представлении документов, не предусмотренных федеральным законодательством.
Таким образом, оспариваемое заявителем Постановление принято Правительством Республики Башкортостан в пределах его компетенции, не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую силу, не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Руководствуясь статьями 194-199, 253, 320.1, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан

решил:

В удовлетворении заявления Башкирского Республиканского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" о признании недействующим, как не соответствующее федеральному законодательству, Постановления Правительства Республики Башкортостан от 20 декабря 2012 года № 465 "О единых специально отведенных местах для проведения публичных мероприятий на территории Республики Башкортостан", отказать.

На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Башкортостан.

Судья
Верховного Суда
Республики Башкортостан
З.Ш.КАСИМОВА

Решение от 19.04.2013 года Верховного Суда Республики Башкортостан вступило в законную силу от 07.08.2013 года.

Судья
Верховного Суда
Республики Башкортостан
З.Ш.КАСИМОВА



------------------------------------------------------------------