Приказ Минсельхоза РБ от 29.04.2013 N 134 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих фермеров в Республике Башкортостан на период 2013 - 2015 годов"
Зарегистрировано в Управлении РБ по организации деятельности мировых судей и ведению регистров правовых актов 4 июня 2013 г. № 3256
-----------------------------------------------------------------------------
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ПРИКАЗ
от 29 апреля 2013 г. № 134
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
"ПОДДЕРЖКА НАЧИНАЮЩИХ ФЕРМЕРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
НА ПЕРИОД 2013 - 2015 ГОДОВ"
В целях стимулирования развития крестьянских (фермерских) хозяйств Республики Башкортостан приказываю:
1. Утвердить ведомственную целевую программу "Поддержка начинающих фермеров в Республике Башкортостан на период 2013 - 2015 годов".
2. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.
Министр
Н.А.КОВАЛЕНКО
Утверждена
Приказом Министерства
сельского хозяйства
Республики Башкортостан
от 29 апреля 2013 г. № 134
ВЕДОМСТВЕННАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
МИНИСТЕРСТВА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
"ПОДДЕРЖКА НАЧИНАЮЩИХ ФЕРМЕРОВ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
НА ПЕРИОД 2013 - 2015 ГОДОВ"
ПАСПОРТ
ведомственной целевой программы "Поддержка начинающих
фермеров в Республике Башкортостан на период
2013 - 2015 годов"
Наименование субъекта Министерство сельского хозяйства Республики
бюджетного Башкортостан
планирования
Наименование программы "Поддержка начинающих фермеров в Республике
Башкортостан на период 2013 - 2015 годов"
Наименование, номер и Приказ Министерства сельского хозяйства
дата принятия Республики Башкортостан № 134 от 29 апреля
соответствующего 2013 года
нормативного акта об
утверждении целевой
программы ведомства
Номер программы в № 28 от 27 мая 2013 года
едином реестре
ведомственных целевых
программ
Цель и задачи Цель: Стимулирование развития
программы крестьянских (фермерских) хозяйств.
Для достижения указанной цели предполагается
решение следующих задач:
1. Обеспечение условий для создания,
расширения и модернизации производственной
базы крестьянских (фермерских) хозяйств.
2. Создание условий для крестьянских
(фермерских) хозяйств по доступности
финансовых ресурсов.
3. Стимулирование создания гражданами, в том
числе гражданами, ведущими личное
подсобное хозяйство, крестьянских (фермерских)
хозяйств
Целевые индикаторы и Целевой индикатор:
показатели программы увеличение числа хозяйствующих
крестьянских (фермерских) хозяйств по
отношению к уровню 2010 года - 1,05 раза
Целевые показатели:
количество крестьянских (фермерских)
хозяйств, реализовавших проекты создания и
развития своих крестьянских (фермерских)
хозяйств с помощью государственной поддержки,
- 254 ед.,
в том числе:
в 2013 году - 75 ед.;
в 2014 году - 81 ед.;
в 2015 году - 98 ед.;
количество созданных рабочих мест - 762
Характеристика Комплекс мер, направленных на реализацию
программных задач, включает следующие направления:
мероприятий 1. Гранты на создание и развитие крестьянского
(фермерского) хозяйства.
2. Единовременную помощь на бытовое
обустройство начинающих фермеров.
3. Участие в других мероприятиях Долгосрочной
целевой программы "Развитие сельского
хозяйства и регулирования рынков
сельскохозяйственной продукции, сырья и
продовольствия" на 2013 - 2020 годы,
утвержденной Постановлением Правительства
Республики Башкортостан от 17 декабря 2012
года № 458
Сроки реализации 2013 - 2015 годы
программы
Объемы и источники Общий объем финансирования программы на 2013 -
финансирования 2015 гг. составляет 348,771 млн. рублей:
программы в том числе по годам:
2013 год - 95,309 млн. рублей;
2014 год - 121,590 млн. рублей;
2015 год - 131,872 млн. рублей.
Финансирование из федерального бюджета, всего
- 223,851 млн. рублей, из них:
2013 год - 63,857 млн. рублей;
2014 год - 76,920 млн. рублей;
2015 год - 83,074 млн. рублей.
Финансирование из бюджета Республики
Башкортостан - 124,920 млн. рублей, из них:
2013 год - 31,452 млн. рублей;
2014 год - 44,670 млн. рублей;
2015 год - 48,798 млн. рублей
Ожидаемые конечные Объем привлеченных фермерами субсидированных
результаты реализации кредитов и займов за 2013 - 2015 годы составит
программы и в пределах 0,5 млрд. рублей;
показатели социально- 254 начинающих фермера смогут с участием
экономической государственной поддержки осуществить
эффективности проекты создания и развития своих крестьянских
(фермерских) хозяйств.
Реализация программы также позволит
получить следующие социально-экономические
результаты:
создание условий для перехода личных подсобных
хозяйств в крестьянские (фермерские)
хозяйства, что приведет к увеличению налоговых
платежей во все уровни бюджета;
создание условий для повышения качества жизни
сельских жителей
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ
НАПРАВЛЕНА ПРОГРАММА
В современных условиях крестьянские (фермерские) хозяйства Республики Башкортостан играют немаловажную роль в обеспечении занятости и поддержания доходов сельского населения, налаживании устойчивого развития сельских территорий, способствуют сохранению сельского образа жизни, народных традиций. Государственная поддержка малых форм хозяйствования на селе позволила расширить возможности доступа фермеров Республики Башкортостан к субсидируемым кредитам в рамках реализации Долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2013 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 декабря 2012 года № 458.
В то же время новые созданные крестьянские (фермерские) хозяйства сталкиваются с целым рядом серьезных проблем, в том числе связанных с недостатком первоначального капитала. В последние годы создание нового крестьянского (фермерского) хозяйства связано с необходимостью бытового обустройства на новом месте, что требует дополнительных денежных средств.
Без решения данной экономической проблемы начинающие хозяйства не смогут быть конкурентоспособными и в большинстве своем вынуждены будут прекратить хозяйственную деятельность. Наряду с этим в секторе личных подсобных хозяйств населения появились хозяйства, имеющие в собственности или в пользовании до 5 и более гектаров земли и ориентированные на производство товарной продукции. Уже сейчас они по объему продукции превосходят некоторые фермерские хозяйства.
Для решения перечисленных проблем разработана ведомственная целевая программа "Поддержка начинающих фермеров в Республике Башкортостан на период 2013 - 2015 годов".
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы - стимулирование развития крестьянских (фермерских) хозяйств для увеличения производства и сбыта сельскохозяйственной продукции.
В рамках реализации данной цели и устойчивости баланса производства и потребления сельскохозяйственной продукции государственная поддержка будет производиться по следующим направлениям: мясное и молочное скотоводство, коневодство, овцеводство и козоводство, свиноводство, кролиководство, сельскохозяйственное птицеводство, рыбоводство, пчеловодство, производство зерновых и зернобобовых культур, картофелеводство, овощеводство (открытого и закрытого грунта), выращивание плодовых и ягодных культур.
Задачи программы:
обеспечить условия для создания, расширения и модернизации производственной базы фермерских хозяйств;
обеспечить доступность финансовых ресурсов для начинающих фермерских хозяйств;
стимулировать граждан, в том числе граждан, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства, на создание крестьянских (фермерских) хозяйств.
3. РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ЦЕЛЕВЫЕ ИНДИКАТОРЫ
Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели социально-экономической эффективности:
объем привлеченных фермерами субсидированных кредитов и займов за 2013 - 2015 годы составит в пределах 0,5 млрд. рублей;
254 начинающих фермера смогут с участием государственной поддержки осуществить проекты развития своих крестьянских (фермерских) хозяйств, не менее чем одно крестьянское (фермерское) хозяйство на каждые 1,5 млн. руб. поддержки.
Реализация программы также позволит получить следующие результаты:
1. Создание не менее 762 постоянных рабочих мест.
2. Развитие сельскохозяйственной потребительской кооперации в снабженческо-сбытовой и перерабатывающей сферах.
3. Создание условий для устойчивого развития и освоения сельских территорий, а также сохранения существующей системы расселения в сельской местности.
4. Получение социального эффекта в виде поддержки семейного бизнеса и сохранения традиционного жизненного уклада в сельской местности.
Целевыми индикаторами реализации программы являются (таблица 1):
количество крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств с помощью государственной поддержки;
количество созданных рабочих мест.
Таблица 1
Целевые индикаторы
Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г. Всего за
2013 -
2015 гг.
Количество крестьянских 75 81 98 254
(фермерских) хозяйств,
реализовавших проекты развития
своих крестьянских (фермерских)
хозяйств с помощью
государственной поддержки
Количество созданных рабочих 225 243 294 762
мест
Результат реализации программы определяется количественными показателями, которые отвечают критериям объективности, достоверности, прозрачности, сопоставимости (таблица 2).
Таблица 2
Результат программы
Целевой индикатор На Значения индикатора, ед. Год
01.01.2012 достижения
(данные 2013 г. 2014 г. 2015 г. цели
Росстата)
Число-фермеров, 4724 4799 4880 4978 2015
в т.ч. с помощью x 75 81 98 2014
государственной
поддержки осуществили
проекты развития своих
хозяйств
Значение индикатора - увеличение числа хозяйствующих крестьянских (фермерских) хозяйств по отношению к уровню 2011 года.
Расчет целевого индикатора производился по следующей формуле (1):
К - целевой индикатор;
S - число хозяйствующих КФХ по состоянию на 01.01.2015;
Sz - число хозяйствующих КФХ по состоянию на 01.01.2012.
Значение целевого индикатора к концу реализации программы определяется по формуле:
4. ПЕРЕЧЕНЬ И ОПИСАНИЕ ПРОГРАММНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
Основным мероприятием программы является предоставление начинающим фермерам грантов на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство.
Начинающий фермер - участник программы поддержки начинающих фермеров.
4.1. Грант на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства - средства, передаваемые из бюджета Республики Башкортостан на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации для софинансирования его затрат, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки, в целях создания и развития на территории сельских поселений Республики Башкортостан крестьянского (фермерского) хозяйства.
Сумма гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, предоставляемая начинающему фермеру, определяется конкурсной комиссией с учетом наличия собственных средств начинающего фермера. Максимальный размер гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства не должен превышать 1,5 млн. рублей. Сумма гранта должна строго соответствовать плану расходов начинающего фермера. Изменение плана расходов, в том числе в пределах предоставленного гранта, начинающим фермером подлежит согласованию с конкурсной комиссией.
Грант на создание крестьянского (фермерского) хозяйства должен быть израсходован на цели, указанные в плане расходов, в течение 12 месяцев со дня поступления на счет начинающего фермера.
В план расходов включаются расходы в разрезе наименований (статей), направленные на создание крестьянского (фермерского) хозяйства на территории Республики Башкортостан, предоставившей грант, и соответствующие следующим целям:
приобретение земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
разработка проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также их регистрация;
строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам, необходимым для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции;
подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, к инженерным сетям - электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям, дорожной инфраструктуре;
приобретение сельскохозяйственных животных;
приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельскохозяйственной продукции;
приобретение семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений;
приобретение удобрений и ядохимикатов.
Расход по плану расходов осуществляется по каждому наименованию (статье) расхода средств начинающего фермера: не более 90% за счет средств гранта и не менее 10% за счет собственных средств начинающего фермера.
Все активы, приобретенные <1> за счет гранта, должны быть зарегистрированы на начинающего фермера и использоваться его крестьянским (фермерским) хозяйством на территории Республики Башкортостан, предоставившей грант, и только в деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства начинающего фермера.
--------------------------------
<1> Активы могут приобретаться за пределами Республики Башкортостан, предоставившей грант, но должны ввозиться на ее территорию.
В случае нецелевого использования гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства сумма гранта, использованная нецелевым образом, подлежит возврату в соответствующие бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Имущество, приобретенное начинающим фермером за счет гранта, не подлежит продаже, дарению, передаче в аренду, пользованию другими лицами, обмену или взносу в виде пая, вклада или отчуждению иным образом в соответствии с законодательством Российской Федерации в течение 5 лет со дня получения гранта. Данное условие является существенным для участников мероприятий по предоставлению грантов начинающим фермерам и подлежит отражению в договорах, заключаемых между распорядителями бюджетных средств и бюджетополучателями.
Грант на создание и развитие начинающих фермеров может быть выделен главе крестьянского (фермерского) хозяйства только один раз.
4.2. Единовременная помощь на бытовое обустройство - средства, передаваемые из бюджета Республики Башкортостан на счет начинающего фермера, открытый в кредитной организации, для софинансирования затрат начинающего фермера по плану расходов по наименованиям (статьям) расходов в целях создания и развития на территории сельских поселений Республики Башкортостан крестьянского (фермерского) хозяйства на цели:
приобретения, строительства и ремонта собственного жилья, в том числе погашения основной суммы и процентов по банковским кредитам (ипотеке), привлеченным для его приобретения;
приобретения одного грузопассажирского автомобиля;
приобретения и доставки предметов домашней мебели, бытовой техники, компьютеров, средств связи, электрических и газовых плит, инженерного оборудования, установок для фильтрации воды, бытовых водо-, тепло- и газоустановок, септиков, устройств для водоподачи и водоотведения;
подключения жилья к газовым и электрическим сетям, сетям связи, Интернету, водопроводу и канализации.
Сумма единовременной помощи на бытовое обустройство, предоставляемая начинающему фермеру, определяется конкурсной комиссией с учетом местных социально-бытовых условий, собственных средств начинающего фермера и бизнес-плана. Максимальный размер единовременной помощи на бытовое обустройство не должен превышать 250 тыс. рублей.
Начинающий фермер может получить единовременную помощь на бытовое обустройство только один раз.
4.3. Ответственность за целевое расходование средств возлагается на начинающих фермеров.
5. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется в период 2013 - 2015 годов.
Финансирование всех предусмотренных данной программой мероприятий осуществляется на протяжении всего срока реализации программы с некоторой дифференциацией по годам с учетом необходимости в них и оценки результатов и эффективности реализации мероприятий в предшествующий год.
6. ОПИСАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ЭКОЛОГИЧЕСКИХ
ПОСЛЕДСТВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
6.1. Общая оценка вклада программы в достижение цели
Реализация программы будет способствовать достижению стратегических целей в области сельского хозяйства: наращиванию объемов производства и сбыта сельскохозяйственной продукции и повышению ее конкурентоспособности, повышению занятости и уровня жизни сельского населения, устойчивому развитию сельских территорий.
Показателями, отражающими уровень решения задач в области сельского хозяйства, являются увеличение численности крестьянских (фермерских) хозяйств, увеличение рабочих мест и рост объемов производства в них.
Реализация программы создаст предпосылки для устойчивого развития малых форм хозяйствования на селе и оптимизацию механизмов их государственной поддержки.
6.2. Социальные и экономические последствия
реализации программы
Согласно обоснованным целевым показателям программы количество крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществивших проекты создания и развития своих хозяйств, составит 254 единицы. За период 2013 - 2015 годов поддержка начинающих фермеров обеспечит создание 762 постоянных рабочих мест.
В результате государство получит дополнительную экономическую выгоду от сокращения объема выплат из бюджета на пособие по безработице и увеличения налоговых сборов.
Реализация программы не несет негативных экологических последствий, но будет способствовать сохранению природных ресурсов путем культурно-технических мероприятий по улучшению качества сельскохозяйственных угодий.
Ко внешним обстоятельствам и рискам, которые могут повлиять на отличие фактически достигнутых результатов программы от первоначально запланированных, относятся:
низкий уровень финансирования, что не позволит модернизировать физически и морально устаревшую техническую базу крестьянских (фермерских) хозяйств и цехов по первичной переработке животноводческой продукции, а также расширить площади сельскохозяйственных угодий;
рост цен на горюче-смазочные материалы, сельскохозяйственную технику и оборудование, минеральные удобрения и пестициды, материалы для строительства животноводческих ферм сверх ожидаемого их роста, обусловленного темпами инфляции;
аномальные погодные условия и форс-мажорные обстоятельства, которые могут возникнуть вследствие возможных институциональных преобразований, связанных с административной реформой, а также изменением структуры федеральных органов исполнительной власти и перераспределением соответствующих полномочий между Российской Федерацией и Республикой Башкортостан.
Указанные риски являются форс-мажорными или зависят от деятельности органов власти, не входящих в систему Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан, в этой связи эти риски не могут быть спрогнозированы.
7. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ И МОНИТОРИНГ ПРОГРАММЫ
Оценка эффективности реализации мероприятий программы осуществляется ежегодно Министерством сельского хозяйства Российской Федерации исходя из степени достижения показателя результативности, определенного в соглашении между Республикой Башкортостан и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на основании соответствия прироста численности крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Башкортостан значению показателя, определенного в соглашении.
Увеличение количества крестьянских (фермерских) хозяйств в Республике Башкортостан, созданных в рамках настоящей программы, планируется на 254 фермера.
Выдача грантов начинающим фермерам требует проведения мониторинга за их использованием. Проведение мониторинга предполагает:
1. Обязательность внесения в договор с грантополучателем пункта о представлении отчета об использовании средств.
2. Периодичность представления отчетности грантополучателями.
3. Увязку объемов выданных грантов с производственными показателями развития фермерских хозяйств.
4. Создание новой формы отчетности в рамках реализации Долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2013-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 декабря 2012 года № 458.
8. МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ
Количественный метод: оценка проводится на основе анализа следующей информации указанных государственных статистических и ведомственных форм отчетности:
Форма - "Число крестьянских (фермерских) хозяйств".
Форма 10 - АПК "Отчет о средствах целевого финансирования сводного годового бухгалтерского отчета".
Форма (код 0503160) из приложения к пояснительной записке квартальной бухгалтерской отчетности: "Сведения о мерах по повышению эффективности расходования федеральных средств", "Сведения об эффективности бюджетных расходов" (ф. 0503165), "Сведения об использовании целевых программ" (ф. 0503166).
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан представляет в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации информацию о выполнении показателя, закрепленного в соглашении между Правительством Республики Башкортостан и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации по поддержке начинающих фермеров, в соответствии с установленной Министерством сельского хозяйства Российской Федерации формой отчетности.
Качественный метод: достижение плановых значений показателей и целевого индикатора.
9. РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ В НЕОБХОДИМЫХ РЕСУРСАХ
Финансирование программы по поддержке начинающих фермеров осуществляется в соответствии с ежегодно принимаемым законом о бюджете на текущий год и плановый период в рамках средств, предусмотренных на реализацию Долгосрочной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2013 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 17 декабря 2012 года № 458.
Общая сумма грантов начинающим фермерам на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств, единовременной помощи на бытовое обустройство за 2013 - 2015 годы составит 348,771 млн. руб., в том числе из республиканского бюджета - 124,920 млн. руб. (таблица 3).
Таблица 3
Объемы финансирования мероприятий ведомственной
целевой программы "Поддержка начинающих фермеров
в Республике Башкортостан на период
2013 - 2015 годов" за счет средств бюджета
Показатели 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2013 -
2015 гг.
Гранты на создание крестьянского
(фермерского) хозяйства и
единовременная помощь на бытовое 95,309 121,590 131,872 348,771
обустройство (млн. рублей), в том
числе:
федеральный бюджет 63,857 76,920 83,074 223,851
республиканский бюджет 31,452 44,670 48,798 124,920
10. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ
Организационно-методическое управление реализацией программы осуществляет государственный заказчик в лице Министерства сельского хозяйства Республики Башкортостан.
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан обеспечивает согласованные действия по подготовке и реализации программных мероприятий.
Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан ежегодно направляет в Министерство экономического развития Республики Башкортостан информацию о реализации мероприятий программы в составе докладов в соответствии с установленным порядком.
------------------------------------------------------------------
Введите даты для поиска: