Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Верховного суда Республики Башкортостан от 29.04.2013 по делу N 3-32/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании незаконным Постановления Правительства Республики Башкортостан от 18.03.2009 N 96 "Об установлении норм предельной заполняемости территории в месте проведения публичного мероприятия">



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 29 апреля 2013 г. по делу № 3-32/2013

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего - судьи Касимовой З.Ш.,
при секретаре судебного заседания - Ф.А.Ю.,
с участием прокурора - С.А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Башкирского республиканского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" (далее БО ПП "КПРФ") об оспаривании Постановления Правительства Республики Башкортостан № 96 от 18.03.2009 "Об установлении норм предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия",

установил:

18 марта 2009 года Правительством Республики Башкортостан принято Постановление № 96 "Об установлении норм предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия" (далее по тексту - Постановление).
Текст Постановления опубликован в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан" 20.05.2009, № 10(304), ст. 653.
Постановлением установлены следующие нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого, подано в Правительство Республики Башкортостан:
предельная заполняемость территории в месте проведения публичного мероприятия - не более 1 человека на 1 квадратный метр;
предельная заполняемость помещения, оборудованного стационарными зрительскими местами, в месте проведения публичного мероприятия - не более чем количество стационарных зрительских мест;
предельная заполняемость помещения, не оборудованного стационарными зрительскими местами, в месте проведения публичного мероприятия - не более 1 человека на 1 квадратный метр.
БО ПП "КПРФ" обратилось в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением об оспаривании Постановления. В обоснование заявленных требований БО ПП "КПРФ" указало, что, утвержденная в Постановлении норма предельной заполняемости территории места проведения публичного мероприятия, физиологически необоснованная, ограничивает права граждан собираться мирно. Завышенные требования по предельной заполняемости территории лишают возможности провести мероприятия в местах плотной застройки, поскольку мест, где можно обеспечить соблюдение этой нормы в центральных частях населенных пунктов недостаточно.
На основании изложенного, БО ПП "КПРФ" просит признать Постановление не соответствующим федеральному законодательству.
В судебном заседании представитель БО ПП "КПРФ" К.М.Г., действующий на основании доверенности <...>, выданной сроком на один год, поддержал заявленное требование и просил его удовлетворить. В обоснование своего мнения К.М.Г. заявил, что возложение на субъекты Российской Федерации права устанавливать нормы предельной заполняемости территории в месте проведения публичного мероприятия является нарушением Конституции Российской Федерации. По мнению представителя БО ПП "КПРФ" К.М.Г., оспариваемым Постановлением установлена завышенная норма предельной заполняемости территории для проведения публичного мероприятия, эта норма должна соответствовать заполняемости общественного транспорта в прежние времена - 7 - 8 человек на 1 квадратный метр.
Представитель Правительства Республики Башкортостан С.А.Р. (доверенность <...>, выданная сроком на 3 года, с правом передоверия; доверенность <...>, сроком действия до 13.12.2013, в порядке передоверия) с заявленными БО ПП "КПРФ" требованиями не согласилась и просила оставить их без удовлетворения.
В обоснование своих возражений она указала, что право устанавливать нормы предельной заполняемости мест проведения публичных мероприятий регламентировано в п.1.1 статьи 8 Федерального закона № 54 ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее Федеральный закон № 54-ФЗ). В Республике Башкортостан эти нормы установлены в соответствии с санитарными и гигиеническими правилами, с целью обеспечения безопасности участников мероприятия и других лиц, во избежание давки при проведении публичного мероприятия.
Более подробно аргументы Правительства Республики Башкортостан изложены в письменном отзыве представителя С.А.Р.
Прокурор прокуратуры Республики Башкортостан С.А.Р. просил суд отказать в удовлетворении требований БО ПП "КПРФ", считая их необоснованными.
Изучив материалы гражданского дела, выслушав участников процесса, проанализировав их доводы и возражения, суд пришел к выводу о том, что заявление БО ПП "КПРФ" не подлежит удовлетворению.
Согласно ст. 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, установленные права и свободы человека и гражданина, могут быть ограничены Федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с пунктом "б" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом № 54-ФЗ регулируются вопросы обеспечения реализации, установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования.
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона № 54-ФЗ законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон № 54-ФЗ и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных вышеназванным Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ).
В соответствии пунктом 7 частью 4 статьи 5, пунктом 4 частью 1 статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ норма предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в зависимости от места проведения такого публичного мероприятия.
Таким образом, Постановление принято по предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, оно утверждает нормы, регламентирование которых федеральным законодательством отнесено к полномочиям субъекта Российской Федерации.
Более того, Федеральным законом № 54-ФЗ установление норм предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия отведено к компетенции органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 92 Конституции Республики Башкортостан Правительство Республики Башкортостан является постоянно действующим органом исполнительной власти Республики Башкортостан; оно обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан на территории Республики Башкортостан; в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан - входит в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации и возглавляет ее.
На основании статьи 97 Конституции Республики Башкортостан, статьи 21 Закона Республики Башкортостан от 14 марта 2003 года № 474-з "О Правительстве Республики Башкортостан" и статьи 12 Закона Республики Башкортостан от 12 августа 1996 года № 42-з "О нормативных правовых актах Республики Башкортостан" Правительство Республики Башкортостан в пределах своих полномочий издает постановления и распоряжения, контролирует их исполнение. Нормативные акты Правительства Республики Башкортостан принимаются в форме постановлений.
19 апреля 2005 года издан Закон Республики Башкортостан № 175-з "О порядке подачи уведомлений о проведении публичного мероприятия", в соответствии с частью 1 статьи 2 которого уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) (далее - уведомление) подается организатором публичного мероприятия в письменной форме в сроки, установленные Федеральным законом: в Правительство Республики Башкортостан - если предполагаемое количество участников публичного мероприятия составляет 500 и более человек, либо если проведение публичного мероприятия планируется в виде демонстрации или шествия, либо если проведение публичного мероприятия планируется на территории, непосредственно прилегающей к зданиям, занимаемым органами государственной власти Республики Башкортостан, федеральными органами государственной власти, представительствами иностранных государств, субъектов иностранных федеративных государств, административно-территориальных образований иностранных государств, субъектов Российской Федерации (п.1); в местную администрацию муниципального района (городского округа), на территории которого планируется проведение публичного мероприятия, - во всех иных случаях, помимо указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи.
Таким образом, Правительство Республики Башкортостан, устанавливая нормы предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия, уведомление о проведении которого, подано в Правительство Республики Башкортостан, реализовало, предоставленные ему федеральным и республиканским законодательством полномочия.
Суд не согласен с доводом представителя заявителя К.М.Г. о том, что нормой предельной заполняемости территории в месте проведения публичного мероприятия должно быть 7-8 человек на один квадратный метр, т.к. при такой норме будут нарушены требования федерального законодательства об обеспечении санитарных норм и правил, безопасности участников мероприятия и иных лиц в месте проведения публичного мероприятия. Данное обстоятельство является очевидным, для его подтверждения не требуется каких-либо доказательств.
Суд также не может согласиться с утверждением представителя заявителя о том, что нормы предельной заполняемости помещений для проведения публичных мероприятий Правительством Республики Башкортостан утверждены с превышением полномочий, т.к. федеральным законодательством такого права ему не предоставлено. В приведенных нормах статьи 12 Федерального закона № 54-ФЗ установлено право органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации регламентировать эти нормы и в помещениях.
Исследованные судом обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что Постановление не противоречит федеральному или другому нормативному правовому акту, имеющим большую силу, права заявителя не нарушает.
В соответствии с частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан,

решил:

Отказать в удовлетворении Заявления Башкирского республиканского отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" о признании незаконным Постановления Правительства Республики Башкортостан № 96 от 18.03.2009 "Об установлении норм предельной заполняемости территории (помещения) в месте проведения публичного мероприятия".
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Верховный Суд Республики Башкортостан.

Судья
Верховного Суда
Республики Башкортостан
З.Ш.КАСИМОВА

Решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 29.04.2013 года вступило в законную силу 07.08.2013 года.

Судья
Верховного Суда
Республики Башкортостан
З.Ш.КАСИМОВА


------------------------------------------------------------------