Типы документов

Реклама

Партнеры

Распоряжение Правительства РБ от 12.07.2013 N 898-р <Об одобрении Концепции долгосрочного развития театрального дела в Республике Башкортостан в период до 2020 года>



ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 12 июля 2013 г. № 898-р

В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года № 1019-р:
1. Одобрить прилагаемую Концепцию долгосрочного развития театрального дела в Республике Башкортостан на период до 2020 года (далее - Концепция).
2. Рекомендовать администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан:
разработать комплекс мер, направленных на сохранение и развитие театрального дела в муниципальных образованиях Республики Башкортостан;
учитывать положения Концепции при разработке и утверждении муниципальных целевых программ развития культуры и искусства.

Первый заместитель
Премьер-министра
Правительства
Республики Башкортостан
Р.С.НУГУМАНОВ





Одобрена
распоряжением Правительства
Республики Башкортостан
от 12 июля 2013 г. № 898-р

КОНЦЕПЦИЯ
ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ДЕЛА
В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Концепция долгосрочного развития театрального дела в Республике Башкортостан на период до 2020 года (далее - Концепция) разработана с учетом положений Концепции долгосрочного развития театрального дела в Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2011 года № 1019-р.
В Концепции представлен анализ современного состояния театрального дела в Республике Башкортостан, обоснована необходимость разработки этой Концепции, сформулированы ее цели и задачи, определены основные направления развития театрального искусства в республике, механизмы и ожидаемые результаты реализации Концепции.
В Концепции используются следующие понятия:
"театральное дело" - организационно-экономическая система, обеспечивающая осуществление театральной деятельности;
"театральная деятельность" - деятельность, направленная на создание и (или) показ спектаклей;
"театральное искусство" - один из видов исполнительского искусства (наряду с музыкальным и цирковым искусством), обладающий специфическими особенностями (синтетичность, коллективность творчества, непосредственность контакта со зрителем и др.), делающими его сценические произведения - спектакли уникальными, не имеющими аналогов в других видах искусства;
"виды театрального искусства" - драматический театр, музыкальный театр (опера, балет, оперетта, мюзикл и др.), театр кукол, театр пантомимы и др.;
"театр" - организация, осуществляющая театральную деятельность в целях удовлетворения и формирования духовных потребностей зрителей в сценическом искусстве, а также развития театрального искусства;
"труппа" - творческий коллектив артистов театра;
"спектакль" - акт показа сценического произведения, название сценического произведения в репертуаре театра;
"репертуар" - совокупность спектаклей, готовых к показу или показанных за определенный период зрителям;
"постановка" - создание спектакля;
"новая постановка" - новый спектакль, подготовленный и включенный в репертуар театра;
"репертуарный театр" - театр, обладающий, как правило, постоянной труппой и имеющий в текущем репертуаре определенное количество спектаклей;
"свободная площадка" - организация, не имеющая собственной театральной труппы и предоставляющая свою сценическую площадку для показа или репетиций спектаклей различных театральных организаций;
"гастроли" - показ спектаклей вне места постоянной деятельности театра: в населенных пунктах собственного региона (региональные гастроли), в другом регионе (межрегиональные гастроли), в другой стране (зарубежные гастроли);
"театральный фестиваль" - показ (смотр) достижений театрального искусства и соответствующий обмен опытом;
"национальный театр" - профессиональный театр, осуществляющий постановки на башкирском языке и на языках других народов, компактно проживающих на территории Республики Башкортостан, и имеющий отличные от русского театра принципы и методы воплощения национальных сценических форм, иную содержательную и тематическую направленность, специфику взаимодействия сцены и зала.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КОНЦЕПЦИИ

Театр - одна из немногих на сегодняшний день сфер живого человеческого общения, не опосредованного техническими средствами. Театральное искусство обладает особой силой воздействия на зрителей, побуждая их к сотворчеству: они наряду с актерами, режиссерами, художниками, музыкантами являются участниками создания сценического произведения. Художественный потенциал театра накапливается годами, театральный репертуар отражает судьбы людей и историю страны.
Сегодня как никогда необходимо вплотную заниматься проблемами развития театрального искусства, потому что "визуальная цивилизация", формирующая во многом поверхностное, "клиповое", мышление очень агрессивна по воздействию, театр же основан на вербальном восприятии, а это сейчас как раз и позволяет сохранить тот человеческий масштаб, который стремительно утрачивается под натиском "массовой культуры" и шоу-бизнеса.
Театр всегда имел особое влияние на человека: был выразителем гуманистических идеалов, был призван поднимать и обсуждать актуальные нравственные проблемы. Можно с уверенностью сказать: высокий уровень развития драматического искусства - это один из гарантов духовного здоровья нации.
Обеспечение максимальной доступности для граждан республики культурных благ - один из показателей повышения качества жизни населения Башкортостана. Посещение спектаклей способствует формированию должного уровня культуры в городе, республике, в стране в целом. Театральное искусство в современном Башкортостане занимает особое место в развитии человеческого потенциала, в создании благоприятных предпосылок для плодотворной реализации способностей каждого человека, улучшения условий жизни граждан и качества социальной среды.
Одной из важнейших особенностей театрального искусства республики является взаимообогащающее развитие русской и башкирской театральных традиций.
В предстоящее десятилетие театральное дело должно обеспечить не только сохранение достижений отечественной сцены прежних лет, но и дать новые импульсы развитию театра как виду искусства и как социальному институту, отвечающему духовным запросам жителей Башкортостана.
Целями Концепции являются следующие:
определение путей развития театрального искусства в республике;
сохранение достижений и особенностей творчества каждого из республиканских театров;
обеспечение их динамичного профессионального роста с учетом современных взглядов на театральное искусство;
создание единого театрального пространства в республике.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
создание системы государственной поддержки театрального искусства в республике;
сохранение самобытности театральной культуры Республики Башкортостан;
расширение доступности театрального искусства для различных групп населения, увеличение зрительской аудитории театров, обеспечение единства театрального пространства республики;
создание равных конкурентных возможностей для реализации творческих потенциалов театров;
активизация и поддержка гастрольно-фестивальной деятельности;
создание качественно новых постановок, отражающих тенденции развития современного общества, с учетом театральных потребностей разных групп населения (особое внимание необходимо уделить развитию театра для детей, подростков и молодежи);
популяризация среди населения Республики Башкортостан достижений в сфере театрального искусства;
развитие межрегиональных и международных связей в сфере театрального искусства;
создание условий для повышения качества и разнообразия театрального предложения;
модернизация материально-технической базы театральных организаций;
поддержка развития современной национальной драматургии, науки о театре, театральной критики;
внедрение современных технологий в сферу театрального дела и др.
Для решения этих задач предусматривается реализация следующих мероприятий:
совершенствование нормативной правовой базы в области театрального дела;
сохранение и развитие сети государственных театров, совершенствование их материально-технической базы как основы сохранения и развития профессионального театрального искусства;
стимулирование творческой активности профессиональных и самодеятельных театральных коллективов;
кадровое обеспечение театральной деятельности, соответствующее современным требованиям, создание условий для обновления творческих составов (трупп) республиканских государственных театров;
обеспечение социальной защищенности творческих работников и социальной поддержки ветеранов сцены;
выявление и поддержка молодых талантов, активное привлечение их к работе в профессиональных театральных коллективах;
поддержка и стимулирование гастрольной деятельности;
организация и проведение в Республике Башкортостан театральных фестивалей, форумов, семинаров и лабораторий, мастер-классов;
поддержка механизмов самоорганизации в театральном деле.
Субъектами реализации Концепции являются:
театры всех видов собственности, организационно-правовых форм и типов;
республиканские органы исполнительной власти;
органы местного самоуправления Республики Башкортостан;
государственные образовательные учреждения Республики Башкортостан, осуществляющие подготовку и повышение квалификации театральных специалистов;
Отделение Общероссийской общественной организации "Союз театральных деятелей Российской Федерации (Всероссийское театральное общество)" - "Союз театральных деятелей Республики Башкортостан" (далее - Союз театральных деятелей Республики Башкортостан).

3. ДОСТУПНОСТЬ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН.
ТЕАТРАЛЬНОЕ ДЕЛО В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

До начала XX века в Башкортостане имелись лишь самодеятельные театральные коллективы. Башкирский профессиональный театр открылся в 1919 году почти одновременно с образованием Башкирской АССР. Это был нынешний Башкирский ордена Трудового Красного Знамени государственный академический театр драмы имени Мажита Гафури - флагман башкирского национального искусства. Около века он хранит и развивает национальный дух, народные традиции, родной язык, объединяя нацию в одно целое, служит идеалам добра, любви, утверждая высокие нравственные ценности.
На его сцене в разные времена творили великие художники, артисты, режиссеры, создавая неповторимую историю башкирского академического театра. И сегодня театр, сочетая в своем творчестве национальный колорит, классические традиции мирового, башкирского сценического искусства и основы русской театральной школы, день за днем продолжает свою летопись.
Театральную карту Башкортостана невозможно представить без Государственного академического русского драматического театра Республики Башкортостан. Днем его рождения считают 27 марта 1861 года.
Русский театр ведет активную и успешную гастрольную деятельность. За последние несколько лет коллектив побывал в Польше, Италии, Германии, многих городах России и ближнего зарубежья, принял активное участие в театральных фестивалях и крупных российских проектах.
Татарский театр в Башкортостане сложился на рубеже XIX - XX веков. Он формировался и развивался под благотворным влиянием русской театральной культуры. Уфимский государственный татарский театр "Нур" имеет богатую историю и крепкие традиции. Основу его репертуара составляют национальная классика и современная татарская драматургия, важное место в нем занимают спектакли по произведениям русских и зарубежных авторов.
Первая страница биографии Башкирского государственного театра кукол была написана 5 февраля 1932 года. В этот день в малом зале Уфимского дворца искусств (ныне - Башкирский государственный театр оперы и балета) состоялся первый спектакль театра кукол "Репка". С тех пор театр проделал огромный путь, полный творческих поисков и открытий, пережил "золотую эру" в 70 - 80-е годы прошлого столетия, когда главным режиссером театра был В.М.Штейн. Сегодня у коллектива много планов и надежд: театр выпускает новые детские спектакли, готовится к возрождению вечернего, "взрослого", репертуара. Новой вехой для театра стало проведение фестиваля кукольных спектаклей "Театральное Поволжье - Ниточка" - первого в республике мероприятия подобного рода.
28 сентября 1990 года состоялось торжественное открытие Театра юного зрителя (ныне - Национальный молодежный театр Республики Башкортостан имени Мустая Карима). С первых дней в театре работают две труппы - башкирская и русская, но нередки случаи успешных совместных постановок. Главные задачи театра - откровенный и честный диалог с молодым зрителем, приобщение детей, подростков и молодежи к миру добра и красоты.
Башкирский государственный театр оперы и балета был основан 14 декабря 1938 года. С его сцены начиналось восхождение мировой звезды балета Рудольфа Нуреева.
Наличие в республике театра оперы и балета всегда являлось мощным стимулом для композиторов в создании музыкально-сценических произведений. Так, З.Г.Исмагилов - мастер оперного жанра, а Н.Г.Сабитов - автор балетных партитур, заслуживший мирового признания. И ныне не угасает активность башкирских композиторов, работающих в музыкально-сценических жанрах.
Позднее государственные театры открылись в других городах республики: башкирский - в Салавате, русский и башкирский - в Стерлитамаке, башкирский - в Сибае, татарский - в Туймазы. В районных центрах, городах, во дворцах культуры Уфы успешно работают народные театры. Самодеятельным драматическим кружкам, которые получают широкое признание зрителей, присваивается звание "Народный".

Сеть театров в Республике Башкортостан

Развитая сеть учреждений профессионального театрального искусства является одним из символов достижений Республики Башкортостан в решении вопросов национальной политики, направленной на укрепление и реализацию культурного и духовного потенциалов каждой нации, личности и общества в целом, на сохранение и развитие национальных традиций, самобытности и языков народов, проживающих на территории республики.
С 1990 по 2012 год в республике была сохранена и приумножена сеть профессиональных театральных учреждений. Сегодня на территории Башкортостана действуют 10 государственных театров, 6 из них - в городе Уфе:
государственное бюджетное учреждение культуры и искусства Республики Башкортостан Башкирский государственный театр оперы и балета;
государственное бюджетное учреждение культуры и искусства Республики Башкортостан Башкирский ордена Трудового Красного Знамени академический театр драмы имени Мажита Гафури;
государственное бюджетное учреждение культуры и искусства Государственный академический русский драматический театр Республики Башкортостан;
государственное бюджетное учреждение культуры и искусства Национальный молодежный театр имени Мустая Карима;
государственное бюджетное учреждение культуры и искусства Уфимский государственный татарский театр "Нур";
государственное бюджетное учреждение культуры и искусства Республики Башкортостан Башкирский государственный театр кукол.
Остальные 4 государственных театра находятся в других городах республики:
в городе Стерлитамаке - государственное бюджетное учреждение культуры и искусства Республики Башкортостан Государственный русский драматический театр г. Стерлитамака;
в городе Салавате - государственное бюджетное учреждение культуры и искусства Республики Башкортостан Салаватский государственный башкирский драматический театр;
в городе Сибае - государственное бюджетное учреждение культуры и искусства Республики Башкортостан Сибайский государственный башкирский драматический театр имени Арслана Мубарякова;
в городе Туймазы - государственное автономное учреждение культуры и искусства Туймазинский государственный татарский драматический театр.
Также существуют Стерлитамакское государственное театрально-концертное объединение и Сибайское концертно-театральное объединение.

Театральное предложение в Республике Башкортостан

В Республике Башкортостан отмечается неизменный интерес населения к театральному искусству. Ежегодно на театральных сценах появляются новые талантливые постановки, отличающиеся оригинальностью драматургии, необычными режиссерскими решениями и исполнительским мастерством.
В настоящее время в Республике Башкортостан свои театры имеют 23,8% населенных пунктов, обладающих статусом городских поселений и городских округов (далее - города). 67% жителей городов Башкортостана доступно посещение театра в своем городе. Два города республики: Сибай и Туймазы - с численностью до 100 тыс. человек имеют свои театры драмы. Из городов с населением от 100 тыс. до 250 тыс. человек собственные театры имеются в городах Салавате и Стерлитамаке. В столице республики - городе Уфе с численностью более 1 миллиона человек действуют 6 государственных театров.
В Республике Башкортостан соблюдаются социальные нормативы и нормы, предусмотренные распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 июля 1996 года № 1063-р, согласно которым в каждом субъекте Российской Федерации должно быть, как минимум, пять профессиональных театров: театр драмы, юного зрителя, кукол, музыкально-драматический и еще один театр по одному из прочих видов (например, театр балета, пантомимы и др.).
В субъектах Российской Федерации с количеством государственных языков более одного могут создаваться театры драмы и театры для детей в количестве, соответствующем количеству установленных государственных языков. В Республике Башкортостан 4 башкирских театра, еще два театра имеют башкирские труппы (Национальный молодежный театр Республики Башкортостан имени Мустая Карима и Башкирский государственный театр кукол). Кроме того, есть два татарских театра (Уфимский государственный татарский театр "Нур" и Туймазинский государственный татарский драматический театр).
Социальные нормативы и нормы предусматривают также обеспеченность населения местами в зрительных залах театров с населением более 100 тыс. человек. Минимальный норматив установлен в размере 4 - 5 зрительских мест на каждые 5 тыс. населения по всем профессиональным театрам. В театрах драмы Республики Башкортостан обеспеченность жителей городов местами в зрительных залах превышает данные нормативы: в Уфе - на 864 места, в Салавате - на 216 мест, в Стерлитамаке - на 627 зрительских мест. Установлен норматив необходимого количества зрительских мест для детской аудитории театров кукол и ТЮЗов из расчета 2 - 3 места на каждую тысячу детей. В Башкирском государственном театре кукол данный показатель ниже установленного уровня на 1820 зрительских мест. В Национальном молодежном театре Республики Башкортостан имени Мустая Карима тоже меньше на 1649 зрительских мест.
Театральное предложение, с одной стороны, непосредственно влияет на зрительскую аудиторию, воспитывает ее требования к произведениям театрального искусства, формирует уровень понимания и восприятия театра как искусства, с другой стороны, является отражением потребностей привычной для того или иного театра зрительской аудитории. Театральное предложение должно учитывать ее спрос и соответствовать таким критериям, как профессионализм, художественность и разнообразие жанров и форм.
Ежегодно государственные театры республики осуществляют значительное количество новых постановок (2007 год - 58, 2008 год - 54, 2009 год - 64, 2010 год - 63, 2011 год - 58, 2012 год - 66 постановок).
Государственными театрами Республики Башкортостан в 2012 году было показано 3873 спектакля, что на 5,4% больше, чем в 2007 году. Число спектаклей, показанных театрами на собственных площадках, выросло с 2180 в 2007 году до 2673 в 2012 году. Показатель посещаемости театров республики за период с 2007 по 2012 год увеличился на 65,5 тыс. зрителей и составил 895,1 тыс. человек.
Все государственные театры Республики Башкортостан имеют в своих репертуарах спектакли для детей. Так, в 2012 году государственными театрами республики было показано 1733 спектакля для детей (44,7% от общего количества спектаклей), что на 31,5% больше, чем в 2007 году.
Доходы государственных театров республики от приносящей доход деятельности за 2012 год составили 114,5 млн. рублей, что на 102% выше уровня 2007 года. Доля собственных доходов в общей сумме финансовых поступлений государственных театров в среднем по Республике Башкортостан на 1 января 2013 года составила 17%.

Экономическая доступность театральных услуг

Ориентация на платежеспособный спрос при низком уровне доходов населения обуславливает умеренный размер цен на билеты подавляющего большинства театров Республики Башкортостан. Цена билетов на спектакли репертуарных театров колеблется от 100 до 1000 рублей.
В среднем по государственным театрам республики на привлечение одного зрителя за 2012 год было расходовано 607,4 рубля бюджетных средств (399,6 рубля - в 2007 году).
Чтобы увеличить свои доходы, театры вынуждены повышать стоимость билетов. Так, за период с 2007 по 2012 год средняя цена посещения театров возросла на 87% и составила 128 рублей, или 21% от суммы бюджетных затрат на привлечение одного зрителя.
В театрах, поддерживающих высокий уровень цен на билеты, повышение соответствующей услуги для населения обеспечивается дифференциацией расценок на билеты в зависимости от места в зрительном зале, а также проведением целевых спектаклей для пенсионеров, студентов, многодетных семей, воспитанников детских домов и т.п.
Бюджетное финансирование государственных театров Республики Башкортостан в 2012 году по сравнению с 2007 годом увеличилось на 64% (с 331,5 млн. рублей до 543,7 млн. рублей). Доходы театров от основных видов деятельности выросли в 2007 - 2012 годах на 102% (с 56,7 млн. рублей до 114,6 млн. рублей).
Таким образом, с учетом объективности опережающего роста расходов театров по сравнению с их собственными доходами существование репертуарного театра всегда находится в зависимости от объемов бюджетного финансирования.

4. РАЗВИТИЕ ТЕАТРА КАК ВИДА ИСКУССТВА. РЕПЕРТУАРЫ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТЕАТРОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Национальный театр Республики Башкортостан - носитель культурных традиций и гарант сохранения языков и культур многонационального региона, центр развития драматического и музыкально-драматического сценического искусства. В этой связи необходимо сочетание традиционных форм театрального искусства с использованием инновационных подходов, достижений башкирского, российского и мирового театрального опыта, межнационального и межкультурного диалогов.
Одной из важнейших результативных характеристик деятельности национальных театров республики является совокупность их репертуара. Через совокупный репертуар реализуется роль театра в гуманизации общества и сохранении национальной самобытности российской культуры. Культурный потенциал театров оценивается через его репертуар и творческие возможности труппы, всего творческого состава. Подготовку новых постановок и принимаемые театрами меры, направленные на повышение профессионального уровня актерского состава, нельзя однозначно связывать с количественно-качественными характеристиками предоставляемых культурных услуг. Важно учитывать ключевую особенность творческого процесса и самоценность мер, направляемых на сохранение и развитие творческого потенциала и театрального дела, в которых в равной степени важны художественный поиск, применение новых путей и форм развития искусства и приобщение к нему непосредственных потребителей.
Базовый репертуар демонстрирует творческий уровень театров региона, отражает особенности развития театрального искусства в республике, его ментальность и своеобразие.
Структура репертуаров театров должна быть достаточно сбалансирована и подчеркивать необходимость сохранения и популяризации театрального наследия при одновременной поддержке и продвижении современных драматургии и музыкального искусства. В этой связи основными факторами, определяющими репертуарную политику театров, являются актуальность драматургического материала и возможность творческого эксперимента. Поэтому в афишах театров Республики Башкортостан - национальная, русская и зарубежная классика, пьесы современных российских и иностранных авторов.
Сбалансированный репертуар, в котором присутствуют в равных долях русская и зарубежная классика, современные зарубежные и отечественные пьесы, национальная драматургия, доступен далеко не каждому театру. Это зависит от многих причин. Одна из них - работа со зрителем, точнее, его воспитание: это долгий и трудоемкий процесс, который может занять не одно десятилетие. В условиях недостаточного финансирования театры вынуждены идти на компромиссное решение, ставя в репертуар "легкий" жанр - комедии (бытовые, музыкальные и др.), мелодрамы и т.д., тем самым получая хорошие показатели как по посещаемости и количеству проката, так и по притоку финансовых средств в ущерб главной миссии театра.

5. ТЕАТРАЛЬНЫЕ ФЕСТИВАЛИ

В Республике Башкортостан большое внимание уделяется развитию театрального искусства посредством организации соответствующих фестивалей и конкурсов. Международный фестиваль тюркоязычных театров "Туганлык" ("Родство") проводится с 1991 года как праздник сценического искусства республик и стран, сохраняющих высокую театральную культуру, дружбу и добрососедские отношения, основанные на общности культурно-языковых корней и исторической принадлежности к тюркскому миру. Задача данного фестиваля заключается в том, чтобы театры разных республик, лишенные в обычной практике возможности систематического обмена творческим опытом, смогли встретиться, ощутить себя частью единого театрального мира и оценить собственную значимость в ряду "братьев по искусству".
В разные годы участниками фестиваля были театральные коллективы из Хакасии, Азербайджана, Чувашии, Кабардино-Балкарии, Гагаузии, Алтая, Кыргызстана, Тывы, Турции, Казахстана, Республики Крым, Татарстана, Башкортостана и др. Фестиваль "Туганлык" предоставляет прекрасную возможность познакомиться с театральным искусством тюркских народов, не выезжая за пределы республики.
Проведение Республиканского фестиваля спектаклей для детей "Колонсак" ("Жеребенок") тоже стало хорошей традицией. В нем принимают участие ведущие театральные критики России и Башкортостана, а состав фестивального жюри формируется из детей.
Фестиваль оперного искусства "Шаляпинские вечера в Уфе" возник в 1991 году в память о великом русском певце Федоре Шаляпине, который столетие назад дебютировал на уфимской сцене. У истоков фестиваля стояли певец и директор Башкирского государственного театра оперы и балета Радик Гареев, дирижер Валерий Платонов, являвшийся на протяжении десяти лет музыкальным руководителем фестиваля, председатель Уфимского отделения Регионального Шаляпинского центра Галина Бельская. В разные годы афиши вокального форума украшали имена звезд мировой и российской оперы, выдающихся дирижеров. Одной из традиций "Шаляпинских вечеров" стал премьерный показ спектаклей.
С 1992 года проводится Республиканский конкурс "Актерская песня", с 1993 года - Республиканский фестиваль "Театральная весна", в рамках которого в 2013 году работала лаборатория современной русской драматургии. Со временем планируется организовать подобные лаборатории национальной и зарубежной драматургии.
В Международном фестивале балетного искусства имени Рудольфа Нуреева, который проводится с 1993 года, участвуют как начинающие солисты, так и звезды российского и мирового балета.

6. ФИНАНСОВАЯ ПОДДЕРЖКА ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА

В условиях многонационального государства именно культуре отводится роль сближающего и объединяющего фактора. Невзирая на то, что мы по сей день считаем себя высококультурной нацией, экономия на культуре чревата необратимыми последствиями уже в ближайшем будущем.
Действия, направленные на сохранение уникальных традиций национального репертуарного театра, его исполнительской школы, режиссерского мастерства - это и есть забота о сохранении нравственного здоровья нации. В то же время реальность диктует необходимость новых подходов. Речь идет об оптимизации социально-культурной сферы, о введении новых принципов финансирования, ориентированного на результат.
Наивысшие художественные результаты в театральном искусстве могут быть достигнуты только там, где прямая государственная поддержка носит регулярный и системный характер. В этом плане российская модель репертуарного театра, сложившаяся благодаря последовательной поддержке государства, является уникальным опытом, признанным и почитаемым во всем мире.
Опережающий рост государственного финансирования театров по сравнению с динамикой их собственных доходов - объективная закономерность. Театр экономически убыточен по своей природе не только в России, но и в других странах. В связи с этим требуется серьезная государственная поддержка театральной деятельности.
Принципы государственного финансирования должны учитывать особенность творческого процесса, в котором в равной степени важны как художественный поиск, нахождение новых путей и форм развития искусства, так и приобщение к нему непосредственных потребителей. В повседневной деятельности театров эти аспекты находятся в неразрывном единстве.
Указанные обстоятельства необходимо учитывать при формировании государственного (муниципального) задания государственным и муниципальным театрам, которое должно содержать две части - подготовку новых постановок (работа по созданию спектаклей) и предложение театральной услуги населению (услуга по показу спектаклей). Последнее предусматривает, в свою очередь, формирование и развитие соответствующего спроса населения.
Другим фактором, требующим особого внимания, является необходимость строго индивидуального подхода при разработке государственного (муниципального) задания для конкретного театра, что чрезвычайно важно в целях сохранения художественных особенностей каждого творческого коллектива.
Привлечение дополнительного внебюджетного финансирования театральных учреждений - важнейшая в современных условиях деятельность театра. При этом не подразумевается выживание театров за счет сдачи в аренду помещений и иных форм предпринимательской деятельности. Проблема заключается в формировании гражданской позиции населения и содействии в этом государства. Необходимо обучать театральных специалистов фандрайзингу.
С принятием Федеральных законов "Об автономных учреждениях", "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" государство сняло с себя бремя субсидиарной ответственности в отношении бюджетных и автономных учреждений. Но это не освободило его от экономической ответственности за создание необходимых условий для выполнения государственным или муниципальным театром предназначенной ему миссии независимо от того, к какому типу учреждения (автономное, бюджетное или казенное) он отнесен.
Важно, чтобы вышеназванная модель финансового обеспечения учреждений не сводилась к разработке общих показателей, отражающих итоговые результаты деятельности. В ряде отраслей социально-культурной сферы конструирование такого рода показателей особых трудностей не вызывает. Но в отношении театра эта задача до сегодняшнего дня не решена ни в отечественной, ни в мировой экономической науке, ни в практике театрального дела какой-либо страны. Театр принадлежит к той сфере общественной жизни, где определить реальные результаты работы, не подменяя их утилитарными и сиюминутными выгодами, более чем сложно.
Еще одна из форм поддержки театрального искусства - это гранты и фонды. Немаловажную роль в привлечении дополнительного финансирования играет и имидж театра, его стиль в оформлении не только постановок, но и фасада, афиш, театральных билетов и т.д.
В целях обеспечения полноты и качества театральных услуг Указом Президента Республики Башкортостан от 15 апреля 2011 года № УП-179 "О дополнительных мерах государственной поддержки театрального искусства в Республике Башкортостан" учреждены гранты Президента Республики Башкортостан для поддержки творческих проектов театральных коллективов и повышения квалификации работников театров Республики Башкортостан.
В связи с развитием театрального менеджмента перед государственными театрами республики стоят следующие задачи:
поощрение разработки и реализации новых творческих проектов в театрах;
создание условий для обучения театральных менеджеров региона и обмена опытом между ними;
изучение опыта успешных бизнес-структур для интеграции и адаптации в театральный процесс;
разработка мотивационной системы оплаты труда работников театра за счет внебюджетных средств, что позволит повысить качество работы организации в целом и сделать ее привлекательной для потенциальных инвесторов.

7. КАДРОВАЯ ОБЕСПЕЧЕННОСТЬ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Театральное искусство характеризуется неразрывной связью с театральным образованием. Российская модель репертуарного театра обеспечивает не только возможность активного сотрудничества театров и учебных заведений в образовательном процессе, но и неформальное, фактически непрерывное образование в театральных труппах в процессе практической творческой деятельности. Репертуарный театр с постоянной труппой способен обеспечить преемственность актерского искусства. Актер, освоивший основы мастерства в театральном образовательном учреждении, по-настоящему овладевает профессией только в театре, в тесном контакте с режиссерами и признанными мастерами сцены. В рамках репертуарного театра благодаря активному взаимодействию театральных педагогов и практиков сформировалась уникальная российская актерская школа.
В Республике Башкортостан выработана система профессиональной подготовки соответствующих творческих кадров. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Уфимская государственная академия искусств имени Загира Исмагилова является единственным в республике многопрофильным высшим учебным заведением, готовящим профессиональные кадры в области музыкального, театрального и изобразительного искусства.
В составе театрального факультета этого вуза функционируют кафедры режиссуры и мастерства актера, истории и теории искусства, народного художественного творчества и хореографического искусства. Обучение осуществляется по очной и заочной формам на бюджетной и хозрасчетной основах. На факультете ведется подготовка студентов по специальностям: "Актерское искусство: артист драматического театра и кино, артист театра кукол", "Режиссура театра", "Театроведение", "Хореографическое искусство", "Народное художественное творчество". По специальности "Актерское искусство" студенты обучаются в русской, башкирской и татарской группах.
На сцене Учебного театра им. Г.Гилязева силами профессорско-преподавательского состава и студентов осуществляются постановки спектаклей и инсценировки литературных произведений мировой зарубежной и отечественной классики, современной драматургии. Преподаватели и студенты факультета принимают активное участие в международных, всероссийских, межрегиональных и республиканских фестивалях ("Будущее театральной России", "Малахитовая шкатулка. Музыкально-художественное творчество народов мира", "На крыльях таланта", "Российская студенческая весна", "Русская драма" и др.), а также в тематических конкурсах и конференциях. Многие из начинающих актеров являются лауреатами и дипломантами различных конкурсов.
На факультете на хорошем уровне поставлена научно-исследовательская и научно-методическая работа, публикуются монографии и статьи. Выпускники театрального факультета успешно работают в Башкортостане, России и за рубежом. В последние годы талантливая молодежь республики обучается в ведущих высших учебных заведениях Москвы и Санкт-Петербурга.

8. НАУКА О ТЕАТРЕ

Наука о театре, или театроведение в широком смысле, - неотъемлемая часть развития театрального дела. Отечественное театроведение не является сферой, академически обособленной от живого искусства театра: с момента зарождения оно имеет самую непосредственную связь с повседневной театральной практикой. Специфика российского театроведения как раз в этом и состоит.
В этой связи задача сохранения отечественных профессиональных театроведческих традиций на ближайшее десятилетие становится все более и более важной.
На современном этапе развития театра необходимо укреплять и развивать взаимодействие науки о театре и театральной практики. Современная театральная критика тяготеет преимущественно к жанрам журналистики, в то время как российская театроведческая традиция анализа спектакля исконно являла собою единство истории, теории и критики.
Для дальнейшего развития театроведения необходимо поддерживать институты научного общения как уже состоявшихся ученых, так и аспирантов и студентов-театроведов. Поэтому при формировании государственной политики в области науки о театре необходимо:
обеспечить государственную поддержку проведения регулярных международных конференций аспирантов и студентов-театроведов;
разработать программу поддержки исследований молодых ученых в области театра, которая включала бы обмен опытом в крупнейших мировых театральных центрах;
разработать программу перевода важнейших театроведческих трудов о башкирском театре на европейские языки, что позволит разрушить языковую изоляцию иноязычных гуманитарных трудов и занять подобающее место в мировой науке о театре;
организовать публикацию специализированных изданий, ориентированных на гармоничное сочетание театральной критики, истории и теории театра, комплексный анализ спектакля;
оказывать поддержку исследованиям театрально-научной и театрально-критической практики для формирования всероссийской театроведческой сети при активнейшем участии молодых специалистов, которые целенаправленно занимались бы фиксацией, описанием и осмыслением театральной жизни региона.

9. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Развитие отраслей культуры и искусства должно быть направлено на сохранение и повышение уровня духовного и нравственного воспитания граждан республики, обеспечение их конституционных прав на приобщение к ценностям мировой и отечественной культуры, доступ к учреждениям культуры и искусства, пользование услугами этой сферы.
Многонациональный состав населения Республики Башкортостан обязывает сохранять и развивать культурное достояние, наследие и традиции народов, проживающих на территории региона.
Для реализации Концепции необходимо применение следующих механизмов:
создание современной модели управления театрами, содействие разработке и реализации ими программ деятельности;
обеспечение социальной защищенности творческих работников и ветеранов сцены;
модернизация системы подготовки кадров, создание системы стимулирования притока и закрепления молодежи в сфере театрального искусства за счет адресной поддержки;
создание системы повышения квалификации театральных кадров;
внедрение в работу театров практики применения срочных договоров;
участие театральных коллективов в межрегиональных и международных творческих программах и проектах;
создание и поддержка альтернативных и инновационных форм театральной деятельности;
формирование эффективной многоканальной (бюджетной и внебюджетной) системы финансирования государственных театров республики;
повышение уровня обеспеченности населения театральными услугами;
расширение театральной гастрольной деятельности как внутри республики, так и за ее пределами;
модернизация материально-технической базы и инфраструктуры государственных театров Республики Башкортостан (ремонт зданий и помещений, внедрение новых технологий в работе над спектаклем, оснащение современным оборудованием и техникой);
создание системы мониторинга и контроля за реализацией Концепции;
ежегодное подведение итогов реализации основных направлений развития театрального дела и внесение в Концепцию соответствующих корректив.
Концепция будет реализована по соответствующему плану согласно приложению.

10. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

Реализация Концепции будет способствовать:
сохранению и совершенствованию театрального искусства Республики Башкортостан;
развитию духовных традиций и ценностей, национального самосознания и языков народов Башкортостана;
сохранению сети государственных театров в республике и обеспечению их финансирования не ниже уровня, позволяющего поддерживать творческий потенциал;
созданию благоприятной творческой атмосферы и реализации творческого потенциала в области театрального дела;
увеличению общего количества ежегодных премьерных театральных постановок, спектаклей, показанных на гастролях, в том числе постановок детского репертуара;
эффективному использованию финансовых средств и государственного имущества.





Приложение
к Концепции долгосрочного развития
театрального дела
в Республике Башкортостан
на период до 2020 года

ПЛАН
РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО
ДЕЛА В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА


№ Наименование мероприятия, Срок Ответственный
п/п связанного с реализацией Концепции реализации исполнитель
мероприятия

1 Информатизация отрасли, создание 2013 - 2020 Министерство культуры
единой базы данных театров всех годы Республики
форм собственности и Башкортостан;
организационно-правовых форм, а органы исполнительной
также нетеатральных сценических власти Республики
площадок, используемых театрами Башкортостан

2 Анализ имеющейся имущественной и 2013 - 2020 Министерство культуры
материально-технической базы годы Республики
театральных учреждений республики и Башкортостан
выработка предложений по повышению
эффективности использования этой
базы

3 Разработка и утверждение схемы 2013 - 2014 Министерство культуры
республиканского мониторинга годы Республики
театральной деятельности, его Башкортостан
индикаторов и показателей, а также
соответствующих методических
рекомендаций

4 Разработка перечня рекомендованных 2013 год Министерство культуры
программ и нормативных актов по Республики
реализации Концепции Башкортостан

5 Ежегодный мониторинг хода 2013 - 2020 Министерство культуры
реализации Концепции годы Республики
Башкортостан



------------------------------------------------------------------