Типы документов

Реклама

Партнеры

"Республиканское соглашение между Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан и Правительством Республики Башкортостан на 2014 - 2016 годы" от 01.11.2013 N 13



РЕСПУБЛИКАНСКОЕ СОГЛАШЕНИЕ
МЕЖДУ ФЕДЕРАЦИЕЙ ПРОФСОЮЗОВ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН,
ОБЪЕДИНЕНИЯМИ РАБОТОДАТЕЛЕЙ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН И
ПРАВИТЕЛЬСТВОМ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА 2014 - 2016 ГОДЫ

(1 ноября 2013 года, № 13)
Список изменяющих документов
(в ред. Соглашения между Федерацией профсоюзов
Республики Башкортостан, объединениями работодателей
Республики Башкортостан, Правительством
Республики Башкортостан от 10.09.2014)

Федерация профсоюзов Республики Башкортостан (далее - Федерация профсоюзов), объединения работодателей Республики Башкортостан (далее - объединения работодателей), Правительство Республики Башкортостан (далее - Правительство), вместе именуемые Стороны, заключили настоящее Республиканское соглашение между Федерацией профсоюзов, объединениями работодателей, Правительством на 2014 - 2016 годы (далее - Республиканское соглашение), устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, а также совместные действия Сторон по их реализации.
Приоритетными целями Республиканского соглашения являются проведение социально-экономической политики, направленной на обеспечение прав граждан на достойный труд, повышение уровня жизни работников и членов их семей на основе устойчивого развития экономики, роста производительности труда, стабильной занятости, безопасности рабочих мест, расширения возможностей профессионального роста.
Обязательства и гарантии Республиканского соглашения являются минимальными и не могут быть изменены в сторону снижения трудовых прав и гарантий работников.
Обязательства работодателей принимают на себя также Федерация профсоюзов и Правительство в той мере, в которой они осуществляют эти функции.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Республиканское соглашение распространяется на работников организаций, в том числе входящих в холдинговые компании, профсоюзные организации которых входят в Федерацию профсоюзов, а также на членов объединений работодателей, принимавших участие в разработке и заключении Республиканского соглашения.
Другие профсоюзные объединения и объединения работодателей могут присоединиться к Республиканскому соглашению путем письменного уведомления Сторон Республиканского соглашения.
1.2. В соответствии с порядком, утвержденным Республиканской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Республиканская трехсторонняя комиссия), руководитель органа исполнительной власти Республики Башкортостан, осуществляющий единую государственную политику в области труда, имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении Республиканского соглашения, присоединиться к нему.
Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации Республиканского соглашения и источнике его опубликования.
1.3. Условия Республиканского соглашения являются обязательными для органов исполнительной власти Республики Башкортостан, органов местного самоуправления, работодателей, в том числе индивидуальных предпринимателей, в пределах обязательств, взятых ими в рамках своей компетенции и законодательства.
1.4. Изменения и дополнения в Республиканское соглашение производятся по соглашению Сторон.
1.5. Для обеспечения реализации Республиканского соглашения Стороны на основе взаимных консультаций в рамках Республиканской трехсторонней комиссии разрабатывают документы, принимают необходимые решения, формируют предложения в адрес органов государственной власти Республики Башкортостан, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления и добиваются их реализации.
1.6. Текст Республиканского соглашения направляется:
Правительством - администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан, министерствам, ведомствам и редакциям газет для опубликования;
объединениями работодателей, которые принимали участие в разработке и заключении Республиканского соглашения, - работодателям, входящим в данные объединения работодателей;
Федерацией профсоюзов - организациям - членам Федерации профсоюзов.

2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

Стороны Республиканского соглашения

2.1. Реализуют социально ориентированную экономическую политику, осуществляют меры, направленные на создание благоприятных условий для устойчивого развития производства товаров и услуг, предпринимательства и обеспечение на этой основе повышения благосостояния, качества и уровня жизни населения Республики Башкортостан, и содействуют достижению показателей, установленных согласованным Сторонами перечнем, указанным в приложении № 1 к Республиканскому соглашению.
2.2. Проводят консультации по основным показателям прогноза социально-экономического развития и проекта бюджета Республики Башкортостан в соответствии с согласованным Сторонами перечнем, указанным в приложении № 2 к Республиканскому соглашению.
2.3. В условиях вступления России во Всемирную торговую организацию защищают интересы местных товаропроизводителей.
2.4. Содействуют развитию малого и среднего предпринимательства во всех секторах экономики Республики Башкортостан, вырабатывают и реализуют меры государственной поддержки развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
2.5. Осуществляют меры по реализации Стратегии социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года.
2.6. Осуществляют меры, направленные на стабилизацию финансового положения предприятий. В установленном порядке взаимодействуют с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений и управляющими компаниями (холдингами) по вопросам социально-экономического положения предприятий, осуществляющих деятельность на территории Республики Башкортостан.
2.7. Способствуют развитию практики подготовки организациями социальной (нефинансовой) отчетности.
2.8. Содействуют участию организаций во Всероссийском конкурсе "Российская организация высокой социальной эффективности".
Ежегодно проводят конкурс "За высокую социальную эффективность и развитие социального партнерства".
2.9. Осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (далее - законодательство в труде), законодательства о профсоюзах, а также за выполнением условий коллективных договоров и соглашений работодателями (физическими и юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности), осуществляющими деятельность на территории республики.
2.10. Осуществляют содействие и стимулирование развития изобретательского и рационализаторского творчества.

Федерация профсоюзов

2.11. Разрабатывает и предлагает меры поощрения высокопроизводительного труда, способствует соблюдению работниками правил внутреннего трудового распорядка, созданию и сохранению благоприятного климата в трудовых коллективах.
2.12. Осуществляет контроль за соблюдением законодательных актов и иных нормативных правовых актов, обеспечивающих защиту интересов работников, в том числе при приватизации, реструктуризации, перепрофилировании, ликвидации или банкротстве предприятия.

Объединения работодателей, работодатели

2.13. Участвуют в решении социально значимых для республики задач и осуществляют предпринимательскую деятельность на принципах социальной ответственности.
2.14. Не реже двух раз в год информируют работников, их представителей о выполнении коллективных договоров, соглашений, о результатах финансово-экономической деятельности организации, представляют Сторонам информацию о предстоящей реорганизации, реформировании, перепрофилировании или ликвидации организации.
2.15. Разрабатывают и реализуют комплекс мероприятий, направленных на обеспечение стабильности и повышение эффективности производственно-хозяйственной деятельности организации.
2.16. Предусматривают в коллективных договорах мероприятия, направленные на обновление основных производственных фондов, обеспечивают разработку и реализацию планов по освоению новых технологий и инновационной продукции, повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции.
2.17. В случаях ухудшения финансового состояния предприятия, подачи кредитором (кредиторами) в суд заявления о признании предприятия банкротом извещают работников и выборный орган первичной профсоюзной организации в целях принятия совместных мер по стабилизации ситуации.

Федерация профсоюзов, объединения
работодателей, работодатели

2.18. В ходе проведения процедур приватизации, реструктуризации, перепрофилирования, банкротства или ликвидации организации совместно разрабатывают комплекс мер, позволяющих обеспечить сохранение за работниками прав и социальных гарантий, установленных законодательством, в том числе права на своевременную выплату заработной платы.

Правительство

2.19. Обеспечивает в установленном порядке погашение санкционированной кредиторской задолженности бюджета Республики Башкортостан за выполненные плановые работы и услуги в пределах расходов, предусмотренных на эти цели бюджетом Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период.
2.20. Обеспечивает формирование, утверждение и реализацию республиканской адресной инвестиционной программы в соответствии с Правилами формирования и реализации республиканской адресной инвестиционной программы, утвержденными Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 10 августа 2012 года № 285.
2.21. По согласованию привлекает представителей профсоюзов и объединений работодателей для работы в составе постоянно действующих комиссий по организации конкурсов на размещение заказов для государственных нужд.
2.22. Стимулирует работу организаций, обеспечивающих рост объемов производства продукции (работ, услуг), расширение ассортимента и качества выпускаемой продукции, привлечение инвестиций в основной капитал предприятий, создание новых рабочих мест, содержащих объекты социальной сферы.
Организует проведение соревнования между организациями основных видов экономической деятельности Республики Башкортостан.
2.23. В целях повышения экономической устойчивости организаций создает условия для развития внутрирегиональной кооперации производства.
2.24. Поручает органу исполнительной власти Республики Башкортостан, осуществляющему единую государственную политику в области труда, при регистрации коллективного договора, соглашения выявлять условия, ухудшающие положение работников по сравнению с Трудовым кодексом Российской Федерации, законами, иными нормативными правовыми актами, и сообщать об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в Государственную инспекцию труда в Республике Башкортостан и вышестоящий профсоюзный орган, входящий в структуру Федерации профсоюзов Республики Башкортостан, проводивший предварительное согласование коллективного договора, соглашения.
2.25. При представлении к государственным наградам руководителей организаций учитывает предложения отраслевых организаций профсоюзов и объединений работодателей.
2.26. Оптимизирует процедуру получения государственной поддержки субъектами малого и среднего предпринимательства. Обеспечивает развитие и эффективную работу организаций инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
2.27. Обеспечивает оперативное и доступное дистанционное взаимодействие органов власти, населения и бизнеса на основе перехода на оказание государственных услуг в электронном виде.

Объединения работодателей, работодатели, Правительство

2.28. Способствуют реализации инвестиционных проектов в промышленности и агропромышленном комплексе с созданием новых высокопроизводительных рабочих мест. Создают необходимые условия для внедрения энергосберегающих технологий.
2.29. Принимают меры в пределах своей компетенции по расширению мощностей действующих предприятий с учетом требований конкурентоспособности и емкости рынка, внедрению инновационных и современных информационных технологий, формированию новых брендов Республики Башкортостан.

3. ЗАРАБОТНАЯ ПЛАТА, ДОХОДЫ И УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ

Стороны Республиканского соглашения

3.1. Принимают меры по приближению уровня минимальной заработной платы работников организаций при полном рабочем дне до величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
3.2. Принимают меры по повышению доходов малообеспеченного населения до уровня не ниже прожиточного минимума.
Проводят политику создания для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих за счет собственных доходов обеспечивать более высокий уровень социального потребления качественных социальных услуг и достойный уровень жизни.
3.3. Устанавливают межотраслевые соотношения и размеры тарифных ставок 1 разряда (окладов) рабочих основных профессий по видам экономической деятельности согласно приложению № 3 к Республиканскому соглашению.
Размеры тарифных ставок 1 разряда (окладов) рабочих основных профессий по видам экономической деятельности индексируются 2 раза в год с учетом роста потребительских цен на товары и услуги по состоянию на 1 января и на 1 июля.
(в ред. Соглашения между Федерацией профсоюзов Республики Башкортостан, объединениями работодателей Республики Башкортостан, Правительством Республики Башкортостан от 10.09.2014)
3.4. Осуществляют контроль за своевременной выплатой заработной платы, не допускают снижения ее уровня. Принимают меры по легализации заработной платы и ликвидации задолженности по заработной плате.

Объединения работодателей, работодатели

3.5. Обеспечивают месячную заработную плату работникам, отработавшим за этот период норму рабочего времени и выполнившим нормы труда (трудовые обязанности), в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
3.6. Применяют рекомендуемые Республиканской трехсторонней комиссией межотраслевые соотношения и размеры тарифных ставок первого разряда (окладов) рабочих основных профессий по видам экономической деятельности.
В случаях, когда отраслевыми тарифными соглашениями (заключенными на всех уровнях социального партнерства) устанавливаются размеры тарифных ставок рабочих первого разряда на более высоких уровнях, чем предусмотрено Республиканским соглашением, обеспечивают установление размеров тарифных ставок, наиболее благоприятных для работников.
3.7. Обеспечивают в порядке, установленном коллективным договором (соглашением, локальным нормативным актом), индексацию заработной платы, в том числе задержанной, в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.
3.8. Обеспечивают долю тарифной части в составе заработной платы работников не менее 50 процентов.
3.9. Обеспечивают своевременную выплату заработной платы, не допускают применения "теневых" схем оплаты труда.
3.10. Оплачивают в размере не менее средней заработной платы работника время приостановки работы ввиду задержки работодателем выплаты работнику заработной платы на срок более 15 дней, если работник известил работодателя о начале простоя в письменной форме.
3.11. В случае задержки выплаты заработной платы при отсутствии средств на текущем счете организации, но при наличии валютных средств в обязательном порядке используют эти средства целевым назначением на погашение задолженности по заработной плате.
3.12. Выплачивают заработную плату в денежной форме. В исключительных случаях, установленных коллективными договорами, часть заработной платы, но не более 20 процентов, по письменному заявлению работника могут выплачивать товарами, продуктами и услугами, предназначенными для личного пользования работником и членами его семьи в соответствии с их интересами, по ценам не выше рыночных.
3.13. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливают коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Принимают локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, с учетом мнения профсоюзного комитета (представительного органа работников).
3.14. Обеспечивают установление в коллективном договоре соотношения не более чем 1:6 в уровнях оплаты труда 10 процентов работников с наиболее низкой заработной платой и 10 процентов - с самой высокой заработной платой.
3.15. Устанавливают в коллективном договоре размер выплачиваемой работнику денежной компенсации при нарушении установленного срока выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и других выплат, причитающихся работнику, не ниже одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки и обеспечивают ее выплату одновременно с выплатой задержанной заработной платы.

Федерация профсоюзов

3.16. Оказывает бесплатную юридическую помощь членам профсоюзов по социально-трудовым и иным вопросам, связанным с трудом.
3.17. Осуществляет контроль за своевременной выплатой в полном объеме заработной платы работникам организаций всех форм собственности, за установлением минимальной заработной платы в организации в размере не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
3.18. В целях восстановления социально-трудовых прав и законных интересов работников взаимодействует с государственными органами контроля (надзора).
3.19. Осуществляет общественный контроль и добивается в пределах компетенции соблюдения работодателями трудового законодательства.

Правительство

3.20. Обеспечивает своевременную выплату заработной платы работникам государственных учреждений Республики Башкортостан.
3.21. Осуществляет в пределах своих полномочий контроль за обеспечением работодателями государственных гарантий по оплате труда, своевременной выплатой пенсий, стипендий, пособий и других социальных выплат, а также за целевым использованием бюджетных средств, направляемых на эти цели.
3.22. Разрабатывает и реализует мероприятия по повышению эффективности государственного регулирования в области заработной платы и обеспечению роста уровня жизни населения.
3.23. В целях повышения уровня заработной платы работников государственных учреждений Республики Башкортостан принимает нормативные правовые акты по системам оплаты труда с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения Республиканской трехсторонней комиссии.
Рекомендует администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан принимать аналогичные решения с учетом мнения соответствующей территориальной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
3.24. Устанавливает надбавку к должностному окладу в размере 25 процентов специалистам, работающим в государственных учреждениях Республики Башкортостан, расположенных в сельской местности и рабочих поселках, по перечню должностей, утверждаемых Правительством.
Осуществляет совместно с администрациями муниципальных образований Республики Башкортостан реализацию законодательства, регулирующего вопросы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг специалистам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах и рабочих поселках, по перечню, утверждаемому Правительством.
3.25. Обеспечивает исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики".
3.26. В рамках полномочий принимает меры по предотвращению банкротства и необоснованной реорганизации платежеспособных организаций. Учитывает мнение республиканской организации отраслевого профсоюза, первичной профсоюзной организации при подготовке решения о продаже, реорганизации, ликвидации или банкротстве организаций в вопросах, содержащих нормы трудового права.

4. РАЗВИТИЕ РЫНКА ТРУДА И СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Стороны Республиканского соглашения

4.1. Реализуют меры, направленные на повышение эффективности использования трудового потенциала республики путем обеспечения рациональной занятости населения, создания условий для профессионального роста и повышения квалификации работников, регулирования трудовой миграции.
4.2. В случае угрозы массовой безработицы разрабатывают на основе взаимных консультаций программу экстренных мероприятий, направленных на содействие занятости населения, поддержку высвобождаемых работников, определяют источники ее финансирования.
4.3. В соответствии с потребностями регионального рынка труда проводят анализ и взаимные консультации по перспективной потребности в кадрах для формирования заказа на их подготовку в системе профессионального образования, принимают меры по обеспечению подготовки и повышению квалификации кадров, в том числе непосредственно на производстве.
4.4. Разрабатывают и реализуют меры по обеспечению трудоустройства выпускников учреждений профессионального образования.
4.5. Осуществляют своевременное и объективное информирование сторон социального партнерства, населения о ситуации в сфере занятости, мерах, принимаемых по снижению напряженности на рынке труда.

Федерация профсоюзов, объединения работодателей

4.6. Принимают меры для включения в соглашения, коллективные договоры обязательств по:
созданию необходимых условий для подготовки, переподготовки и повышения квалификации, переобучения новым профессиям работников, в том числе для высвобождаемых работников - до наступления срока расторжения трудового договора;
сохранению за работниками, уволенными в связи с ликвидацией организации или сокращением численности и (или) штата, льгот и гарантий, предусмотренных для работников;
предоставлению дополнительных льгот и гарантий высвобождаемым работникам.
4.7. Способствуют выполнению программных мероприятий по содействию занятости и снижению напряженности на рынке труда Республики Башкортостан, эффективному расходованию средств, выделенных на эти цели.
4.8. Принимают участие в работе координационных комитетов содействия занятости населения через своих представителей.

Объединения работодателей, работодатели

4.9. Уделяют особое внимание вопросам увеличения количества рабочих мест для высококвалифицированных работников с достойной оплатой их труда.
4.10. Своевременно и в полном объеме информируют учреждения государственной службы занятости населения о наличии вакантных рабочих мест, введении режимов неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, временной приостановке работы.
4.11. Обеспечивают выполнение установленных квот рабочих мест для трудоустройства инвалидов и иных отдельных категорий граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
4.12. Обеспечивают преимущественное право трудоустройства работников, увольняемых из организаций-банкротов, в организации, создаваемые на базе их имущества.
4.13. Обеспечивают постепенное замещение иностранных работников, занимающих рабочие места в организациях республики, гражданами Российской Федерации.
4.14. В случае угрозы массового увольнения информируют профсоюзы, органы государственной службы занятости населения не менее чем за три месяца и совместно разрабатывают меры, направленные на уменьшение численности работников, подлежащих увольнению (приостановка найма, перевод на режим неполного рабочего времени и др.).
Критериями массового увольнения считаются показатели численности увольняемых работников за определенный период времени:
увольнение работников в связи с ликвидацией организации любой организационно-правовой формы с численностью работающих 15 и более человек;
сокращение численности или штата работников организации в количестве:
50 и более человек в течение 30 календарных дней;
200 и более человек в течение 60 календарных дней;
500 и более человек в течение 90 календарных дней.
4.15. Принимают меры по повышению занятости работников за счет выполнения собственными силами работ, ранее выполнявшихся подрядными организациями.
4.16. Не допускают массового увольнения работников до принятия мер по организации их участия в общественных работах, профессиональной переподготовке.
4.17. Представляют органам государственной службы занятости информацию о возможности предоставления рабочих мест в целях организации общественных работ для работников, находящихся под риском увольнения, а также для организации стажировки выпускников учреждений профессионального образования.
4.18. Проводят работу по внедрению системы целевой контрактной подготовки специалистов с начальным и средним профессиональным образованием, в том числе на основе трехсторонних договоров (работодатель - образовательное учреждение - обучающийся).

Правительство

4.19. Реализует программные мероприятия по содействию занятости населения и снижению напряженности на рынке труда, обеспечивает их своевременное финансирование.
Организует работу Координационного комитета содействия занятости населения Республики Башкортостан с участием представителей сторон социального партнерства, других заинтересованных государственных органов, общественных объединений, представляющих интересы граждан.
Рекомендует органам местного самоуправления при разработке проектов бюджетов предусматривать выделение целевых средств на осуществление мер содействия занятости населения в соответствии с законодательством.
4.20. Представляет Сторонам ежемесячно текущую и ежеквартально аналитическую информацию о состоянии рынка труда, перечне профессий, пользующихся наибольшим спросом на рынке труда, составе безработных граждан, равновесной ставке заработной платы по отдельным отраслям, выполнении программных мероприятий по содействию занятости населения и снижению напряженности на рынке труда.
4.21. Осуществляет меры по регулированию объемов и структуры подготовки кадров в учреждениях профессионального образования с учетом мониторинга текущих и перспективных потребностей в квалифицированных рабочих и специалистах.
4.22. Осуществляет оценку эффективности использования иностранной рабочей силы, учитывает мнение Сторон при определении потребности экономики и подготовке предложений об объемах привлечения иностранной рабочей силы.

5. УСЛОВИЯ И ОХРАНА ТРУДА. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Стороны Республиканского соглашения

5.1. Признают приоритет жизни и здоровья работника по отношению к производственной деятельности и ее результатам, а также его право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.
5.2. Осуществляют скоординированную контрольно-профилактическую работу органов исполнительной власти Республики Башкортостан, органов социального страхования, государственного надзора, технической инспекции труда Федерации профсоюзов Республики Башкортостан в области улучшения условий, охраны труда и оздоровления окружающей среды.
5.3. Ежегодно организуют и проводят республиканские и иные смотры, конкурсы, тематические выставки по прогрессивной организации работ по охране труда и экологии в организациях и определяют победителей среди организаций республики.
5.4. Участвуют в реализации программных мероприятий по достижению установленных нормативов воздействия на окружающую среду, по охране, воспроизводству и рациональному использованию природных ресурсов, обеспечивают контроль за их выполнением.
5.5. Обеспечивают участие своих представителей в работе координационных советов по охране труда муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан.

Федерация профсоюзов

5.6. Осуществляет общественный контроль за реализацией республиканских целевых программ улучшения условий и охраны труда, а также иных федеральных и республиканских социальных программ, направленных на обеспечение безопасных условий труда и сохранение здоровья работающих силами правовых и технических инспекций труда профсоюзов, в том числе внештатных, уполномоченных (доверенных) лиц профессиональных союзов.
5.7. Регулярно рассматривает выполнение мероприятий по улучшению условий и охраны труда, состояние производственного травматизма и профессиональных заболеваний в организациях.
5.8. Осуществляет общественный контроль за соблюдением работниками действующих в организациях нормативных правовых актов по охране труда и охране окружающей среды.
5.9. Всемерно способствует соблюдению работниками организаций действующих природоохранных нормативов, предусмотренных производственными инструкциями, технологическими регламентами и другими нормативными актами.
5.10. Способствует через обучение профсоюзного актива совершенствованию общественного контроля за выполнением мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, и соблюдением работодателями норм и правил по охране труда и экологии.
5.11. Проводит ежегодно конкурс на звание "Лучший уполномоченный по охране труда Федерации профсоюзов Республики Башкортостан" и совместно с органом исполнительной власти Республики Башкортостан, ведающим вопросами охраны труда, организует проведение ежегодного конкурса между предприятиями (организациями) основных отраслей экономики Республики Башкортостан в номинации "Лучшая организация условий и охраны труда".
5.12. Разрабатывает и внедряет механизм независимой экспертизы условий труда.

Объединения работодателей, работодатели

5.13. Выделяют средства на мероприятия по охране труда в размерах, предусмотренных законодательством, а также коллективными договорами и соглашениями.
5.14. Создают службы охраны труда или вводят должность специалиста по охране труда с учетом рекомендаций федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда.
5.15. Выделяют средства и организуют обучение членов комиссий по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда, членов аттестационных комиссий по проверке знаний требований охраны труда, членов комитетов (комиссий) по охране труда организаций, уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов.
5.16. Включают представителей профсоюзных органов, технических инспекций труда профсоюзов в комиссии, принимающие вновь вводимые в эксплуатацию и реконструируемые объекты производственной и социальной сферы. Приемку детских оздоровительных лагерей осуществляют с участием технической инспекции труда Федерации профсоюзов Республики Башкортостан и отраслевых профсоюзов.
5.17. Реализуют в организациях мероприятия по модернизации оборудования, направленные на улучшение условий, замену тяжелого физического труда.
5.18. Организуют санитарно-бытовое обеспечение и медицинское обслуживание работающих, профилактическую санитарно-просветительскую работу, проведение предварительных и периодических медицинских осмотров, в том числе направленных на выявление наркозависимых лиц, работающих на предприятиях, связанных с опасным производством и обеспечением жизнедеятельности населения.
5.19. Организуют на производстве горячее и лечебно-профилактическое питание работников организаций, в том числе льготное и бесплатное, в объемах, предусмотренных нормами и коллективным договором.
5.20. Осуществляют управление охраной труда совместно с профсоюзной организацией.
Предоставляют уполномоченным профкомов по охране труда свободное от работы время не менее 2 часов в неделю для выполнения возложенных на них обязанностей с сохранением среднего заработка, проводят совместно с профсоюзным комитетом их обучение и проверку знаний по охране труда с выдачей соответствующего удостоверения, предусматривают в коллективном договоре меры материального стимулирования их работы по предупреждению несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве.
5.21. Предусматривают в коллективных договорах и соглашениях повышенные по сравнению с установленными законодательством размерами компенсации за работу на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда.
5.22. Проводят аттестацию рабочих мест по условиям труда.
5.23. Создают условия уполномоченным по охране труда для осуществления контроля за состоянием охраны труда на рабочих местах, за возмещением вреда, причиненного здоровью работников, а также для участия в комиссиях по расследованию причин производственного травматизма.
5.24. Возмещают вред, причиненный жизни и здоровью работника в результате несчастного случая или профессионального заболевания при исполнении им своих трудовых обязанностей, сверх выплат, предусмотренных законодательством, на условиях, установленных коллективным договором.
5.25. Возмещают в случае смерти работника в результате несчастного случая, связанного с производством, а также смерти инвалида труда, наступившей вследствие трудового увечья либо профессионального заболевания, на условиях, установленных коллективным договором, расходы на погребение сверх расходов, установленных законодательством.
5.26. Создают в организациях за счет собственных средств рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовое увечье, профессиональное заболевание либо иное повреждение здоровья, связанное с исполнением работниками трудовых обязанностей, и имеющих в соответствии с индивидуальными программами реабилитации рекомендации к труду.
5.27. Проводят работу совместно с государственным учреждением - Региональным отделением Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан по частичному финансированию предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Правительство

5.28. При формировании бюджета Республики Башкортостан предусматривает, а администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан рекомендует предусматривать при разработке местных бюджетов выделение средств на обеспечение безопасных условий труда работников бюджетной сферы.
5.29. Осуществляет координацию работы органов исполнительной власти Республики Башкортостан, органов государственного надзора, органов местного самоуправления по улучшению условий и охране труда в организациях республики.
5.30. Рекомендует администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан обеспечивать принятие и реализацию территориальных целевых программ по улучшению условий и охраны труда, организовывать деятельность территориальных координационных советов (межведомственных комиссий) по улучшению условий и охране труда.

6. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ТРУДЯЩИХСЯ И НАСЕЛЕНИЯ

Стороны Республиканского соглашения

6.1. Принимают экономические и правовые меры, направленные на сохранение и укрепление материальной базы объектов культуры, физкультуры, спорта, туризма, детского и семейного отдыха и оздоровления, на сохранение бесплатных (льготных) форм работы с детьми во всех организациях социально-культурной сферы.
6.2. Организуют санаторно-курортное лечение и оздоровление работников организаций и членов их семей, отдых и оздоровление детей, учащихся и студентов в государственных и иных оздоровительных учреждениях с привлечением средств бюджета Республики Башкортостан, в том числе на оздоровление детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, бюджетов муниципальных районов и городских округов, социальных фондов и иных источников.
6.3. Способствуют повышению уровня пенсионного обеспечения граждан, развитию дополнительного пенсионного страхования и обеспечения, в том числе через повышение доходов работающих граждан, развитие негосударственных пенсионных фондов, формирование профессиональных (отраслевых, региональных) пенсионных систем, осуществляют контроль за соблюдением работодателями пенсионного законодательства.
6.4. Содействуют стабилизации экономического положения организаций республиканских обществ инвалидов.
6.5. Содействуют обеспечению доступности предоставляемых услуг и созданию безбарьерной среды жизнедеятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе обеспечению доступности занимаемых объектов инфраструктуры и созданию специальных рабочих мест для лиц указанной категории.

Федерация профсоюзов, объединения
работодателей, работодатели

6.6. Обеспечивают сохранность, хозяйственное содержание, коммунальное обслуживание и использование по назначению детских оздоровительных лагерей, детских дошкольных учреждений, объектов культуры и спорта, жилищного фонда, находящихся на балансе организаций.
6.7. На условиях, установленных в коллективных договорах, предусматривают:
выделение средств для приобретения путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, проведение оздоровительной, культурно-массовой и физкультурной работы;
выделение средств на дополнительное пенсионное обеспечение и добровольное медицинское страхование работающих и членов их семей;
дополнительные по сравнению с установленным законодательством компенсационные выплаты работникам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3-х лет;
медицинское обслуживание, санаторно-курортное лечение по медицинским показаниям с частичной компенсацией его стоимости вышедшим на пенсию ветеранам организаций.
6.8. Обеспечивают создание во всех организациях комиссий по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.
6.9. Организуют на долевых началах новогодние театрализованные представления, детские утренники в дни зимних школьных каникул в учреждениях культуры и спорта, обеспечивают детей работников в возрасте до 14 лет (включительно) новогодними подарками.
6.10. Предусматривают в коллективных договорах дополнительные меры социальной поддержки ветеранов труда, прекративших трудовые отношения с работодателями после установления (назначения) им пенсии, в том числе сохраняют права членов трудовых коллективов тех организаций, в которых они работали до установления (назначения) пенсии, права на улучшение жилищных условий, пользование объектами социально-бытовой сферы и услугами культурно-просветительных учреждений и другие.

Федерация профсоюзов

6.11. Вносит предложения в органы государственной власти по предоставлению налоговых льгот в соответствии с законодательством детским оздоровительно-воспитательным, студенческим спортивно-оздоровительным организациям, учреждениям образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма независимо от ведомственной принадлежности.
6.12. Оказывает организационно-методическую помощь культурно-просветительным учреждениям, детским оздоровительно-воспитательным организациям.
6.13. Организует работу комиссий по пенсионным вопросам, проводит в организациях разъяснительную работу по вопросам пенсионной реформы с привлечением специалистов Пенсионного фонда Российской Федерации.
6.14. Осуществляет контроль за обеспечением сохранности архивных документов организаций по личному составу.

Объединения работодателей, работодатели

6.15. Осуществляют качественную и своевременную подготовку сведений о продолжительности стажа и размере заработной платы работников для государственного пенсионного обеспечения, включая льготное, а также полное и своевременное перечисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, ежемесячно информируют застрахованных лиц, работающих у них, о перечисленных страховых взносах на страховую и накопительную части трудовой пенсии через расчетные листки по заработной плате. Обеспечивают сохранность архивных документов организации, в том числе по личному составу.
6.16. При возникновении спорных ситуаций по льготному пенсионному обеспечению работников организуют совместно с профсоюзным комитетом проведение независимой экспертизы условий труда технической инспекцией труда профсоюзов.
6.17. Устанавливают в коллективном договоре размер и порядок возмещения расходов работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер (социальные работники, работники детских домов, школ-интернатов и др.).
6.18. Предусматривают в коллективных договорах (соглашениях) выделение средств на социально-культурные мероприятия, установление гарантий работникам в части обеспечения отдыха и оздоровления детей, отчисление денежных средств первичной профсоюзной организации на культурно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу.
6.19. Принимают меры по максимальному сохранению и использованию находящихся на балансе загородных учреждений детского оздоровительного отдыха.
6.20. Учитывают мнение коллектива работников или по его поручению выборного профсоюзного органа при принятии решений об изменении подчиненности объектов социально-культурного назначения, передаче в аренду зданий, помещений, сооружений, оборудования, изменении типа бюджетного учреждения.
6.21. Содействуют улучшению жилищных условий работников организаций. В этих целях предоставляют работникам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, финансовую помощь в виде безвозмездных субсидий или беспроцентного (льготного) кредита (займа) на уплату первоначального взноса или оплату части стоимости приобретаемого жилого помещения на условиях, установленных коллективным договором.
Ведут учет работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и осуществляют распределение жилья, построенного или приобретенного за счет средств работодателя, с учетом времени постановки нуждающихся на учет и в соответствии с положением, утверждаемым работодателем по согласованию с профсоюзным комитетом.

Правительство

6.22. Обеспечивает реализацию государственной программы "Социальная поддержка граждан в Республике Башкортостан" в 2012 - 2017 годах. По итогам очередного года информирует Стороны о выполнении программных мероприятий, направленных на социальную поддержку населения.
6.23. Обеспечивает в соответствии с законодательством дополнительные социальные выплаты: доплаты к пенсиям, стипендии.
6.24. Обеспечивает государственное регулирование цен на лекарственные средства, медикаменты, изделия медицинского назначения в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также тарифов на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом и коммунальные услуги для населения (газоснабжение и электроснабжение).
6.25. При формировании проекта бюджета Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период предусматривает, а администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан рекомендует предусматривать при разработке проектов местных бюджетов выделение средств на оздоровление детей, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учащейся молодежи, на питание и содержание детей в детских дошкольных учреждениях и учебных заведениях, в том числе в первоочередном порядке детей, нуждающихся в особой государственной поддержке: детей-сирот, детей с ограниченными возможностями, детей, оставшихся без попечения родителей, детей из многодетных и неполных семей и других категорий детей из малоимущих семей, на развитие культуры, образования, здравоохранения, физкультуры и спорта, туризма в соответствии с расходными обязательствами, установленными нормативными актами Российской Федерации и Республики Башкортостан.
6.26. При формировании проекта бюджета Республики Башкортостан на очередной финансовый год и плановый период предусматривает, а администрациям муниципальных районов и городских округов Республики Башкортостан рекомендует предусматривать в местных бюджетах выделение средств на оздоровление работников бюджетной сферы.
6.27. Обеспечивает условия для развития жилищного строительства и рынка жилья в Республике Башкортостан, реализацию мер государственной поддержки граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством в пределах средств, предусмотренных на данные цели в бюджете Республики Башкортостан.
Осуществляет мониторинг обеспечения жильем работников бюджетной сферы за счет средств бюджетов всех уровней.
6.28. Обеспечивает выполнение мероприятий по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья в соответствии с законодательством.
6.29. Обеспечивает разработку механизма резервирования земельных участков под размещение объектов, строительство которых предусмотрено государственными программами, и выделение земельных участков в установленном порядке.

7. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА РАБОТАЮЩИХ ЖЕНЩИН

Стороны Республиканского соглашения

7.1. Разрабатывают и реализуют систему мер государственной и общественной поддержки, защиты прав и интересов женщин, детей, участвуют в реализации программ, направленных на решение проблем материнства и детства.
7.2. Разрабатывают и реализуют гендерную стратегию Республики Башкортостан, направленную на достижение социального равенства мужчин и женщин.
7.3. Содействуют улучшению положения женщин на рынке труда, принимают меры по повышению их профессионального статуса. Создают условия по социальной адаптации на рынке труда безработных женщин, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного перерыва, связанного с уходом за малолетними детьми, обеспечивают повышение их квалификации, обучение и переобучение по профессиям и специальностям, востребованным на региональном рынке труда.
7.4. Обеспечивают права женщин на охрану труда, сохранение здоровья с учетом материнских функций.
7.5. В целях улучшения условий труда для работающих женщин, имеющих детей, содействия их профессиональному росту проводят республиканский конкурс "Лучшее предприятие для работающих мам".

Федерация профсоюзов

7.6. Содействует через коллективные договоры расширению прав женщин на обучение, труд, достойную заработную плату, участие в управлении производством, на отдых и оздоровление.
7.7. Создает и обеспечивает работу женских советов (комиссий) по вопросам гендерного равенства в социально-трудовой сфере.

Объединения работодателей, работодатели

7.8. Предусматривают в коллективных договорах (с учетом производственных условий) меры социальной защиты женщин, в том числе применение гибких графиков работы, сокращенной рабочей недели женщинам, имеющим детей до 14 лет, а также профессиональное обучение и переобучение женщин, имеющих перерывы в трудовой деятельности в связи с рождением и воспитанием детей, и другие.
7.9. Обеспечивают гендерное равенство в вопросах оплаты труда мужчин и женщин.
7.10. Организуют условия труда и быта женщин с учетом их физиологических особенностей.
7.11. Разрабатывают и осуществляют систему мер по переводу женщин с работ с тяжелыми условиями труда, сокращению занятости женщин в ночное время.
7.12. Обеспечивают предоставление очередного оплачиваемого отпуска женщинам, имеющим трех и более детей в возрасте до 14 лет, в летнее или другое удобное для них время года.
7.13. Устанавливают для женщин, имеющих ребенка-первоклассника, дополнительный нерабочий день в первый учебный день сентября с оплатой в соответствии с коллективным договором.

Объединения работодателей, работодатели, Правительство

7.14. Расширяют формы и профили профессиональной подготовки и переподготовки безработных лиц с семейными обязанностями, имеющих малолетних детей.

8. СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ МОЛОДЕЖИ

Стороны Республиканского соглашения

8.1. В работе с молодежью считают приоритетными задачами защиту социально-экономических прав работающей и учащейся молодежи, создание условий для активизации ее участия в жизни республики, обеспечение всесторонней социальной поддержки на этапе получения образования и трудовой деятельности.
8.2. Осуществляют взаимодействие в области реализации молодежной политики и совместного контроля за обеспечением правовых и социальных гарантий молодежи.
8.3. Обеспечивают участие представителей молодежи в комиссиях по ведению переговоров по заключению соглашений всех уровней и коллективных договоров.
8.4. Содействуют трудовой занятости молодежи, привлечению и закреплению молодежи в организациях, развитию движения студенческих трудовых отрядов.
8.5. Проводят мероприятия по повышению гражданско-патриотического воспитания подростков и молодежи, предупреждению негативных явлений среди работающей молодежи, способствуют укреплению нравственного и физического здоровья молодежи.
8.6. Разрабатывают и реализуют мероприятия по строительству для молодых семей жилья с использованием средств организаций, бюджетных и внебюджетных источников, предоставлению жилья на льготных условиях в рассрочку, а также по привлечению молодежи к строительству и приобретению собственного жилья.
8.7. Обеспечивают регулярное освещение реализации мероприятий настоящего раздела Республиканского соглашения в газетах "Действие", "Молодежная газета", на официальных сайтах Сторон.

Федерация профсоюзов, объединения
работодателей, работодатели

8.8. Предусматривают в коллективных договорах, отраслевых и территориальных соглашениях разделы по работе с молодежью с предоставлением ей следующих гарантий и льгот:
финансирование программ работы с молодежью в организациях;
развитие института наставничества (установление доплаты к окладу наставника);
предоставление возможности повышения квалификации и получения специальности, профессионального роста, выделение средств на частичную компенсацию затрат работников на платное обучение в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования;
учреждение стипендий организации для работников, студентов, обучающихся в учреждениях профессионального образования;
оказание помощи в приобретении жилья, в оплате первоначального взноса, предоставлении беспроцентных или низкопроцентных ссуд, строительство ведомственного жилья с последующей продажей его в рассрочку;
предоставление краткосрочного оплачиваемого отпуска отцу при выписке новорожденного из роддома, оказание материальной помощи при рождении ребенка;
частичная компенсация стоимости содержания детей в дошкольных образовательных учреждениях;
предоставление председателю совета молодых специалистов (молодежного совета, молодежной комиссии) первичной профсоюзной организации свободного от работы времени с сохранением среднего заработка на условиях и в порядке, устанавливаемом коллективным договором, соглашением, для выполнения общественных обязанностей в интересах молодежи.
8.9. Проводят конкурсы профессионального мастерства "Лучший молодой рабочий" и "Лучший молодой специалист", предусматривают меры поощрения победителей.
8.10. Способствуют созданию в организациях всех форм собственности советов молодых специалистов, молодежных комиссий профсоюзных организаций и т.д.

Федерация профсоюзов

8.11. Создает в отраслевых республиканских и первичных профсоюзных организациях молодежные советы и комиссии, иные молодежные структуры.
8.12. Принимает участие в разработке и реализации республиканских молодежных программ.
8.13. Вводит различные формы поощрения молодых работников, добившихся высоких трудовых показателей и активно участвующих в деятельности профсоюзных организаций.
8.14. Учреждает стипендии для обучающихся и студентов учреждений профессионального образования очной формы обучения, имеющих отличную успеваемость и активно участвующих в деятельности профсоюзных организаций.
8.15. Организует обучение председателей молодежных советов, комиссий, молодых профсоюзных активистов.

Объединения работодателей, работодатели

8.16. Заключают договоры о сотрудничестве с учреждениями профессионального образования в целях подготовки молодых рабочих и специалистов, а также договоры о развитии материально-технической базы этих учреждений, проведении производственной практики и стажировки преподавателей.
8.17. Предусматривают в коллективных договорах меры поощрения педагогических работников, мастеров производственного обучения, обучающихся и студентов учреждений профессионального образования.
8.18. Предусматривают в коллективных договорах единовременные денежные выплаты или иные меры стимулирования впервые поступающим на работу выпускникам учреждений профессионального образования.
8.19. Способствуют адаптации молодых специалистов на производстве, организации рабочих мест и производственного быта, созданию необходимых условий для проживающих в общежитиях.
8.20. Организуют шефскую работу с учащимися в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования.
Обеспечивают детям и молодежи на бесплатной основе доступность занятий спортом, самодеятельным художественным и техническим творчеством.

Правительство

8.21. Оказывает меры социальной поддержки молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, в том числе проживающим в сельской местности.

9. СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО

Стороны Республиканского соглашения

9.1. Исходят из того, что трудовые и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством, включая законодательство об охране труда, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а также Республиканским соглашением, отраслевыми, территориальными, иными соглашениями, коллективными договорами и локальными актами организаций.
9.2. Добиваются выполнения Республиканского соглашения и коллективных договоров, законодательства в организациях республики.
9.3. Обеспечивают обязательное включение работодателями положений пунктов 2.14, 3.5 - 3.15, 4.12, 5.13, 5.15, 5.18, 5.20 - 5.27, 6.11, 6.16 - 6.22, 7.8, 8.8 Республиканского соглашения в коллективные договоры.
9.4. Способствуют предупреждению коллективных трудовых споров и принимают все зависящие от них меры по их урегулированию в порядке, установленном законодательством.
Рекомендуют оплату посредников и трудовых арбитров, привлекаемых для рассмотрения коллективного трудового спора, производить работодателями и представителями работников (профсоюзными организациями) в равных долях в целях обеспечения объективности и независимости при разрешении коллективного трудового спора.
9.5. Обеспечивают взаимное участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов, включенных в Республиканское соглашение, и по требованию любой из Сторон вводят их представителей в составы рабочих групп Республиканской трехсторонней комиссии.
9.6. Регулярно освещают работу, проводимую по реализации Республиканского соглашения, в средствах массовой информации.
9.7. Обязуются способствовать заключению отраслевых и территориальных соглашений, коллективных договоров в организациях, созданию новых и укреплению действующих объединений работодателей и профсоюзных организаций.
9.8. Определяют сроки проведения единой переговорной кампании в Республике Башкортостан, осуществляют контроль за ходом ее проведения.
9.9. Используют и предоставляют друг другу бесплатно официальные статистические данные и другую требуемую информацию, в том числе по деятельности министерств, ведомств, внебюджетных фондов, организаций, по вопросам, включенным в Республиканское соглашение.
9.10. Проводят предварительное обсуждение в Республиканской трехсторонней комиссии проектов законов, иных нормативных правовых актов по вопросам социально-трудовых отношений, а также по проблемам, включенным в Республиканское соглашение, и рекомендуют осуществлять аналогичные меры на отраслевом и территориальном уровне, а также официально информируют друг друга о принимаемых решениях и правовых актах по вопросам, включенным в Республиканское соглашение.
9.11. При наличии письменных заявлений работников, являющихся членами профессионального союза, ежемесячно бесплатно перечисляют в порядке, установленном коллективным договором, на счет профсоюзной организации членские профсоюзные взносы из заработной платы работников.
9.12. Устанавливают договоренность, что в период действия Республиканского соглашения профсоюзы не организуют и не поддерживают забастовок, пикетирований и других акций протеста по социально-экономическим вопросам при условии выполнения Правительством и работодателями обязательств, предусмотренных Республиканским соглашением.
9.13. Обеспечивают представителям Сторон возможность принимать участие в рассмотрении на всех уровнях вопросов по проблемам, не включенным в Республиканское соглашение, но представляющим взаимный интерес.

Федерация профсоюзов, объединения
работодателей, работодатели

9.14. Осуществляют заключение коллективных договоров с профсоюзными организациями как представителями работников в организациях после обсуждения на собрании (конференции) работников и обеспечивают реализацию данных договоров.
9.15. Обеспечивают регистрацию коллективных договоров и соглашений всех уровней в Министерстве труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан и его территориальных органах после предварительного согласования с вышестоящим профсоюзным органом, входящим в структуру Федерации профсоюзов Республики Башкортостан.

Федерация профсоюзов

9.16. Проводит экспертизу проектов коллективных договоров и соглашений на соответствие их законодательству и соглашениям.
9.17. Организует на договорной основе обучение в 2014 году трех тысяч представителей социальных партнеров различных уровней по вопросам правового регулирования трудовых отношений, заключения коллективных договоров и соглашений.

10. ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ РЕСПУБЛИКАНСКОГО СОГЛАШЕНИЯ
И КОНТРОЛЯ ЗА ЕГО ВЫПОЛНЕНИЕМ

10.1. Контроль за выполнением Республиканского соглашения осуществляется непосредственно Сторонами и Республиканской трехсторонней комиссией.
Решение вопросов, возникающих в ходе реализации Республиканского соглашения, осуществляет Республиканская трехсторонняя комиссия.
10.2. Стороны договорились о регулярном (не реже одного раза в полугодие) рассмотрении хода выполнения Республиканского соглашения на заседаниях Республиканской трехсторонней комиссии.
10.3. В случае изменения правового статуса Сторон, подписавших Республиканское соглашение, оно будет иметь силу в течение всего срока его действия и ответственность за его выполнение будет возлагаться на правопреемников.
10.4. Республиканское соглашение вступает в силу с 1 января 2014 года.
10.5. Республиканское соглашение принимается на 2014 - 2016 годы. Решение о продлении срока его действия или о заключении нового Республиканского соглашения принимается Сторонами не позднее чем за 3 месяца до окончания срока действия Республиканского соглашения с учетом положений части 2 статьи 47 Трудового кодекса Российской Федерации.
10.6. Информация о ходе реализации Республиканского соглашения, отраслевых, территориальных соглашений и коллективных договоров, решениях Республиканской трехсторонней комиссии и принимаемых мерах по регулированию социально-трудовых отношений публикуется в газетах "Республика Башкортостан", "Башкортостан", "Кызыл Тан" и "Действие", на официальных сайтах Сторон, подписавших Республиканское соглашение, освещается государственным унитарным предприятием Телерадиовещательная компания "Башкортостан" Республики Башкортостан.
10.7. Республиканское соглашение составлено в трех экземплярах, имеющих одинаковую силу, по одному экземпляру для каждой Стороны.

Республиканское соглашение подписали:

от Федерации профсоюзов
Республики Башкортостан
Председатель
Федерации профсоюзов
Республики Башкортостан
А.М.САМИРХАНОВ

от объединений работодателей
Республики Башкортостан
Президент Торгово-промышленной
палаты Республики Башкортостан
Ю.Л.ПУСТОВГАРОВ

от Правительства
Республики Башкортостан
Президент
Республики Башкортостан
Р.З.ХАМИТОВ





Приложение № 1
к Республиканскому соглашению между
Федерацией профсоюзов Республики
Башкортостан, объединениями работодателей
Республики Башкортостан и
Правительством Республики Башкортостан
на 2014 - 2016 годы

ПОКАЗАТЕЛИ (КРИТЕРИИ)
ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО СОГЛАШЕНИЯ

№ п/п
Наименование раздела Республиканского соглашения
На период до 2016 года
1
Социально-экономическая политика
ежегодный среднегодовой прирост ВРП на 5,0% - 6,0%
2
Заработная плата, доходы и уровень жизни населения
ежегодное повышение среднемесячной заработной платы в республике темпами, предусмотренными прогнозом социально-экономического развития Республики Башкортостан на 2014 - 2016 годы;
снижение доли населения со среднедушевыми денежными доходами ниже прожиточного минимума до 9,9% к концу 2016 года
3
Развитие рынка труда и содействие занятости населения
уровень регистрируемой безработицы не более 1,16% на конец 2016 года
4
Условия и охрана труда. Экологическая безопасность
снижение количества пострадавших на производстве в расчете на 1000 работающих ежегодно на 0,05;
снижение удельного веса работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам условий труда, до 28,1% к концу 2016 года
5
Социальная защита трудящихся и населения
доля расходов на социальную сферу в структуре консолидированного бюджета Республики Башкортостан не менее 55%
6
Социальные гарантии молодежи
удельный вес организаций, в коллективный договор которых включен раздел социальных гарантий молодежи, не менее 75%
7
Социальное партнерство
удельный вес работников организаций, охваченных коллективными договорами, не менее 79 - 80%





Приложение № 2
к Республиканскому соглашению между
Федерацией профсоюзов Республики
Башкортостан, объединениями работодателей
Республики Башкортостан и
Правительством Республики Башкортостан
на 2014 - 2016 годы

ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
ПРОГНОЗА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПРОЕКТА
БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

№ п/п
Наименование показателя
1
Расходы консолидированного бюджета Республики Башкортостан на социальную сферу
2
Доля заработной платы в денежных доходах населения
3
Рост реальных располагаемых доходов населения
4
Рост реальной среднемесячной заработной платы
5
Доля населения с доходами ниже величины прожиточного минимума
6
Уровень общей безработицы
7
Уровень регистрируемой безработицы





Приложение № 3 формируется ежеквартально исходя из индекса роста потребительских цен за предшествующий квартал и опережающего коэффициента индексации размеров месячных тарифных ставок первого разряда рабочих основных профессий.


------------------------------------------------------------------