Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Верховного суда Республики Башкортостан от 28.08.2013 по делу N 3-61/2013 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании несоответствующими федеральному законодательству и недействующими пунктов 3.2, 3.3 Положения о порядке формирования и выделения средств из резервного фонда Правительства Республики Башкортостан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан от 06.06.2001 N 118>



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 августа 2013 г. по делу № 3-61/2013

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего - судьи Касимовой З.Ш.,
при секретаре судебного заседания - С.А.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 августа 2013 года гражданское дело по заявлению прокурора Республики Башкортостан о признании несоответствующими закону и недействующими отдельных положений Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 06 июня 2001 года № 118 "О порядке формирования и выделения средств из резервного фонда Правительства Республики Башкортостан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий",

установил:

06 июня 2001 года Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан № 118 утверждено Положение о порядке формирования и выделения средств из резервного фонда Правительства Республики Башкортостан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий (далее по тексту - Положение).
Первоначальный текст документа официально был опубликован в издании "Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан", 2001, № 12 (132), ст. 814.
Постановлениями Правительства Республики Башкортостан от 24 мая 2005 года № 94, от 01 октября 2008 года № 338, от 13 февраля 2013 года № 42 в Положение были внесены изменения.
Прокурор Республики Башкортостан обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением, в котором просил признать не соответствующими федеральному законодательству и не действующими пункты 3.2, 3.3 Положения.
В пункте 3.2 Положения в последней редакции сказано, что по поручению Президента Республики Башкортостан Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан, Министерство финансов Республики Башкортостан с участием других заинтересованных республиканских органов исполнительной власти и совместно с заявителями в течение 60 дней со дня выхода указанного поручения рассматривают вопрос о выделении средств из резервного фонда и в установленном порядке вносят предложения в Правительство Республики Башкортостан.
Согласно пункту 3.3 Положения для рассмотрения вопроса, указанного в пункте 3.2 настоящего Положения, заявители не позднее 30 дней с даты подписания поручения Президента Республики Башкортостан представляют в Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан документы, обосновывающие размер финансовой помощи. Перечень и правила оформления обосновывающих документов определяются совместным правовым актом, утверждаемым Главным управлением МЧС России по Республике Башкортостан и Министерством финансов Республики Башкортостан.

Прокурор Республики Башкортостан в обоснование своего заявления указывает, что, в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 августа 1997 года № 1009, структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.
Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 06 августа 2004 года № 372 "Об утверждении Положения о территориальном органе МЧС России" ГУ МЧС России по РБ полномочия по распоряжению бюджетными средствами Республики Башкортостан не предоставлены.
Прокурор Республики Башкортостан ссылается так же на подпункты "е", "ж" пункта 6 Положения о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2005 года № 725, согласно которым территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в пределах своей компетенции направляют высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации предложения, касающиеся вопросов совместной деятельности территориальных органов и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также информацию об основных направлениях и результатах своей деятельности в порядке, установленном положениями об этих территориальных органах; рассматривают обращения высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и информируют их о принятых решениях.
В заявлении отмечено, что статьей 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетные ассигнования резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, предусмотренные в составе бюджета субъекта Российской Федерации, используются только по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В заявлении прокурора Республики Башкортостан указано, что в соответствии с частью 2 статьи 2 Соглашения между МЧС России и Правительством Республики Башкортостан о передаче друг другу осуществления части своих полномочий, утвержденного распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 21 апреля 2011 года № 696-р, реализацию передаваемых Правительством Республики Башкортостан полномочий на территории Республики Башкортостан от имени МЧС России осуществляет ГУ МЧС России по РБ, которое наделено правом обеспечивать в порядке, предусмотренном Соглашением организационное, правовое, финансовое, материально-техническое и кадровое сопровождение осуществления передаваемых полномочий без включения его в состав главных распорядителей средств бюджета Республики Башкортостан.
В соответствии с частью 2 статьи 26.8 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон № 184-ФЗ) в соглашении о разграничении полномочий должны быть определены условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе порядок их финансирования.
В своем заявлении прокурор Республики Башкортостан указывает, что названным Соглашением полномочия по регулированию бюджетных отношений по вопросам расходования средств из резервных фондов, а также по распоряжению резервным фондом, принятию нормативных правовых актов в указанной сфере ГУ МЧС России по РБ не переданы.
Прокурор Республики Башкортостан считает, что наделение ГУ МЧС России по РБ полномочиями по рассмотрению вопроса о выделении денежных средств из резервного фонда и принятию нормативного правового акта, устанавливающего перечень и правила оформления документов, обосновывающих размер финансовой помощи, не относится к компетенции субъекта Российской Федерации.
Представитель Правительства Республики Башкортостан С.С.П., действующий на основании доверенностей <...> с правом передоверия и <...> в порядке передоверия, в своих письменных возражениях просил отказать в удовлетворении требований прокурора, так как оспариваемое Положение принято в соответствии с Соглашением между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Правительством Республики Башкортостан о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 года № 696-р.
На основании этого Соглашения Правительство Республики Башкортостан осуществляет нормативное правовое регулирование отношений, связанных с реализацией передаваемых Правительством Республики Башкортостан полномочий.
Наделение ГУ МЧС России по РБ совместно с Министерством финансов Республики Башкортостан полномочиями по рассмотрению вопроса об оказании финансовой помощи из резервного фонда и утверждению правового акта, определяющего перечень и правила документов, обосновывающих размер финансовой помощи, осуществляется так же в соответствии с Соглашением и не может быть признано противоречащим федеральному законодательству.
Представитель Министерства финансов Республики Башкортостан И.Л.З., действующий на основании доверенности <...>, в своих письменных возражениях <...> также просил отказать в удовлетворении требований прокурора Республики Башкортостан в связи с тем, что указанные в заявлении прокурора Республики Башкортостан доводы об отсутствии полномочий у ГУ МЧС России по РБ необоснованны.
Оспариваемое Постановление принято в соответствии с Соглашением, заключенным на основании статьи 26.8 Федерального закона № 184-ФЗ, согласно которому, исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий с передачей необходимых материальных и финансовых средств, если это не противоречит конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Обоснование требований прокурора Республики Башкортостан отсутствием оспариваемых полномочий в Положении о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъекту Российской Федерации, утвержденном Приказом МЧС России от 06 августа 2004 года № 372, является противоречащим Федеральному закону № 184-ФЗ.
В части отсутствия полномочий по принятию нормативного правового акта необходимо учесть, что пунктом 3.3 оспариваемого Положения предусмотрено утверждение правового акта, не носящего нормативный характер, в связи с чем, указанные правоотношения не регулируются Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года № 1009, которые приводятся в обоснование требований в заявлении прокурора Республики Башкортостан.
В судебном заседании представитель прокурора Республики Башкортостан - прокурор отдела по надзору за законностью правовых актов управления по надзору и исполнением федерального законодательства прокуратуры Республики Башкортостан М.А.С., действующий на основании доверенности <...>, заявление прокурора Республики Башкортостан поддержал, просил его удовлетворить в полном объеме по изложенным в нем основаниям.
Представитель Правительства Республики Башкортостан С.С.П., действующий на основании доверенностей <...> с правом передоверия и <...> в порядке передоверия, и представитель Министерства финансов Республики Башкортостан К.Р.Р., действующий на основании доверенности <...>, просили отказать в удовлетворении требований прокурора Республики Башкортостан по основаниям, изложенным в их возражениях.
Представитель ГУ МЧС России по РБ Б.У.С., действующий на основании доверенности <...>, поддержал требования прокурора Республики Башкортостан о признании пункта 3.3 Положения несоответствующим закону и недействующим, так как фактически перечень и правила оформления обосновывающих документов не определяются совместным правовым актом ГУ МЧС России по РБ и Министерством финансов Республики Башкортостан. В другой части заявления, касающейся пункта 3.2 Положения, он просил отказать, так как МЧС России по Республики Башкортостан совместно с Министерством финансов Республики Башкортостан имеют право рассматривать вопрос о выделении средств из резервного фонда и в установленном порядке вносить предложения в Правительство Республики Башкортостан.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвовавших в деле, проанализировав их доводы и возражения, суд приходит к следующему.
Согласно пункту "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации финансовое регулирование находится в ведении Российской Федерации.
По предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории Российской Федерации (часть 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации).
Пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Правоотношения в области финансового регулирования на федеральном уровне регламентированы Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок расходования средств резервных фондов устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления.
Из этой нормы следует, что органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать порядок расходования средств резервного фонда.
Правоотношения в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций на федеральном уровне регламентированы Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее по тексту - Федеральный закон № 68-ФЗ), которым определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу подпункта "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями принимать, в соответствии с федеральными законами, законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
В статье 92 Конституции Республики Башкортостан сказано, что Правительство Республики Башкортостан является постоянно действующим органом исполнительной власти Республики Башкортостан.
Правительство Республики Башкортостан обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Конституции Республики Башкортостан, законов и иных нормативных правовых актов Республики Башкортостан на территории Республики Башкортостан.
Правительство Республики Башкортостан в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и Республики Башкортостан входит в единую систему исполнительной власти в Российской Федерации.
Правительство Республики Башкортостан возглавляет систему органов исполнительной власти Республики Башкортостан.
Согласно статье 25 Федерального закона № 68-ФЗ резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления.
Порядок создания и использования, указанных в части первой настоящей статьи резервов (резервных фондов), и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяются соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Из приведенных норм федерального и регионального законодательства следует, что Правительство Республики Башкортостан (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) наделено полномочиями принимать, в соответствии с федеральными законами, нормативные правовые акты в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций и межмуниципального и регионального характера; создавать и использовать резервный фонд.
В абзаце 1 и 2 части 1 статьи 26.8 Федерального закона № 184-ФЗ сказано, что федеральные органы исполнительной власти по соглашению с исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам. Соглашения заключаются в случае, если осуществление части полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий с передачей необходимых материальных и финансовых средств, если это не противоречит конституции (уставу), законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации.
Кроме того, в соглашении определяются условия и порядок передачи осуществления части полномочий, в том числе порядок их финансирования, срок действия соглашения, ответственность сторон соглашения, основания и порядок его досрочного расторжения, иные вопросы, связанные с исполнением положений соглашения (часть 2 статьи 26.8 Федерального закона № 184-ФЗ).
Таким образом, исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации на основании соглашения может передать на осуществление часть своих полномочий федеральному органу исполнительной власти.
В пункте 1 подраздела "Общие положения" Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года № 868, сказано, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
Из этой нормы следует, что Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функцию по нормативно-правовому регулированию.
21 апреля 2011 года Распоряжением Правительства Российской Федерации № 696-р было утверждено Соглашение между Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Правительством Республики Башкортостан о передаче друг другу осуществления части своих полномочий в решении вопросов защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий, организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера, организации тушения пожаров силами Государственной противопожарной службы, организации осуществления на межмуниципальном и региональном уровне мероприятий по гражданской обороне, осуществления поиска и спасания людей на водных объектах (далее по тексту - Соглашение).
В Положении о территориальном органе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий - органе, специально уполномоченном решать задачи гражданской обороны, утвержденном Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 06 августа 2004 года № 372, сказано, что территориальным органом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Башкортостан (далее по тексту - ГУ МЧС России по РБ).
В подпункте 1 пункта 12 раздела III "Основные функции Главного управления МЧС России" этого Положения (в Положении принято сокращение названия "Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по субъекту Российской Федерации" на "Главное управление МЧС России" (пункт 3 раздел I "Общие положения") говорится, что Главное управление МЧС России в соответствии с возложенным на него задачами разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по реализации государственной политики и проекты нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а так же другие документы.
Таким образом, ГУ МЧС России по РБ наделено правом представлять в Правительство Республики Башкортостан проекты нормативных правовых актов, на основании возложенных на него задач.
В части 3 статьи 2 Соглашения отмечается, что Правительство Республики Башкортостан в пределах своей компетенции, определенной законодательством Российской Федерации, Конституцией Республики Башкортостан и законами Республики Башкортостан, осуществляет нормативное правовое регулирование отношений, связанных с реализацией передаваемых Правительством Республики Башкортостан в соответствии с настоящим Соглашением полномочий (абзац 2); в порядке, установленном законодательством, контролирует осуществление МЧС России части полномочий Правительства Республики Башкортостан, переданных в соответствии с настоящим Соглашением (абзац 3).
Согласно части 2 статьи 2 Соглашения реализация передаваемых Правительством Республики Башкортостан полномочий на территории Республики Башкортостан от имени МЧС России осуществляется ГУ МЧС России по РБ, которое наделено следующими правами:
обеспечивать в порядке, предусмотренном настоящим Соглашением, организационное, правовое, финансовое, материально-техническое и кадровое сопровождение осуществления передаваемых полномочий без включения его в состав главных распорядителей средств бюджета Республики Башкортостан (абзац 1);
вносить предложения при осуществлении планирования расходов бюджета Республики Башкортостан, согласовывать предложения по объемам бюджетных ассигнований и их обоснованиям, планируемым на исполнение передаваемых полномочий (абзац 2);
согласовывать распределение бюджетных ассигнований бюджета Республики Башкортостан распорядителям и получателям бюджетных средств, переданных в управление (абзац 3);
участвовать в разработке совместно с исполнительными органами государственной власти Республики Башкортостан проектов нормативных правовых актов Республики Башкортостан, в том числе долгосрочных целевых программ, предусматривающих регулирование отношений, связанных с реализацией передаваемых в соответствии с настоящим Соглашением полномочий (абзац 13).
Из вышеизложенного следует, что ГУ МЧС России по РБ наделено полномочием по рассмотрению вопроса об оказании финансовой помощи из резервного фонда, которое реализовано в соответствии с Соглашением.
Статьей 81 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что бюджетные ассигнования резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, предусмотренные в составе бюджета субъекта Российской Федерации, используются только по решению высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Использование финансовых средств резервного фонда высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации производится только по решению указанного органа.
В пункте 1.2 Положения сказано, что основанием для выделения средств из резервного фонда является решение Правительства Республики Башкортостан, в котором указываются общий размер ассигнований и сумма финансирования отдельных мероприятий.
Таким образом, основанием для выделения средств из резервного фонда является решение Правительства Республики Башкортостан, то есть ГУ МЧС России по РБ решение о выделении средств из резервного фонда Правительства Республики Башкортостан не принимает.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3.2 Положения ГУ МЧС России по РБ рассматривает вопрос о выделении средств из резервного фонда Правительства Республики Башкортостан, то есть нарушения подпунктов "е", "ж" пункта 6 Положения о взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 декабря 2005 года № 725, при принятии этой нормы Правительством Республики Башкортостан не допущено.
В части отсутствия полномочий по принятию нормативного правового акта необходимо учесть, что пунктом 3.3 оспариваемого Положения предусмотрено утверждение ГУ МЧС России по РБ и Министерством финансов Республики Башкортостан совместного правового акта.
В данном случае речь идет об издании правового акта, не носящего нормативного правового характера и рассчитанного на определенный круг лиц, так как финансовая помощь оказывается единовременно на основании обращения заявителя в случае чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера.
Совместный правовой акт рассчитан на выделение средств из резервного фонда на однократное применение для ликвидации определенной чрезвычайной ситуации.
Представители ГУ МЧС России по РБ Б.У.С. и Министерства финансов Республики Башкортостан К.Р.Р. в судебном заседании так же пояснили, что издаваемый совместно правовой акт не является нормативным и рассчитан на однократное применение.
В разъяснениях, данных в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" приведены существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Издаваемый ГУ МЧС России по РБ и Министерством финансов Республики Башкортостан совместно правовой акт, который подразумевается в пункте 3.3 Положения, не является нормативным, так как не содержит перечисленных в разъяснениях Пленума Верховного Суда Российской Федерации существенных признаков, характеризующих нормативный правовой акт.
Таким образом, издание совместного правового акта Министерством финансов Республики Башкортостан и ГУ МЧС России по РБ не регулируется Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 № 1009, которые приводятся в обоснование требований в заявлении прокурора Республики Башкортостан.
Принимая во внимание изложенное, суд считает, что федеральным законом определены общие организационно-правовые нормы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, Республика Башкортостан вправе принимать законы и иные нормативные правовые акты по предмету совместного ведения, конкретизирующие и дополняющие положения федерального законодательства при условии, что эти акты не противоречат федеральным.
Системный анализ оспариваемых прокурором Республики Башкортостан пунктов Положения с приведенным федеральным и республиканским законодательством свидетельствует о том, что полномочия ГУ МЧС России по РБ осуществляется в пределах предоставленной ему компетенции федеральным законом или другими нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу. Положение издано в соответствии с возложенными Соглашением полномочиями территориального органа федерального органа исполнительной власти Российской Федерации и прав неопределенного круга лиц не нарушает.
Согласно части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Поскольку оспоренное заявителем Положение не противоречит федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу в удовлетворении заявления прокурора Республики Башкортостан следует отказать.
Руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан

решил:

в удовлетворении заявления прокурора Республики Башкортостан о признании несоответствующими закону и недействующими отдельных положений Постановления Кабинета Министров Республики Башкортостан от 06 июня 2001 года № 118 "О порядке формирования и выделения средств из резервного фонда Правительства Республики Башкортостан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме через Верховный Суд Республики Башкортостан.

Судья
Верховного Суда
Республики Башкортостан
З.Ш.КАСИМОВА

Мотивированное решение изготовлено 02 сентября 2013 года.

Судья
Верховного Суда
Республики Башкортостан
З.Ш.КАСИМОВА

Определением Верховного Суда РФ от 20.11.2013 № 49-АПГ13-28 данное решение отменено и вынесено новое решение, которым пункты 3.2, 3.3 Положения о порядке формирования и выделения средств из резервного фонда Правительства Республики Башкортостан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Кабинета Министров Республики Башкортостан "О порядке формирования и выделения средств из резервного фонда Правительства Республики Башкортостан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" признаны несоответствующими федеральному законодательству и недействующими.
Решение Верховного суда РБ от 28.08.2013, с учетом определения Верховного Суда РФ от 20.11.2013 № 49-АПГ13-28, вступило в законную силу с 20.11.2013.


------------------------------------------------------------------