Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан от 05.07.2013 N 72-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан О.К.Фаршатова, Р.А.Фаттахова, М.Х.Фархутдинова, Ф.Г.Ибрагимова, Н.Т.Гайнетдинова, Д.М.Якупова, А.Р.Усаева, Т.Г.Бакирова, Ф.Б.Минязова и Р.Л.Хисматуллина на нарушение конституционных прав и свобод отдельными положениями Кодекса Республики Башкортостан о выборах"
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 5 июля 2013 г. № 72-О
ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАН
О.К.ФАРШАТОВА, Р.А.ФАТТАХОВА, М.Х.ФАРХУТДИНОВА,
Ф.Г.ИБРАГИМОВА, Н.Т.ГАЙНЕТДИНОВА, Д.М.ЯКУПОВА, А.Р.УСАЕВА,
Т.Г.БАКИРОВА, Ф.Б.МИНЯЗОВА И Р.Л.ХИСМАТУЛЛИНА НА НАРУШЕНИЕ
КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ И СВОБОД ОТДЕЛЬНЫМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ
КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН О ВЫБОРАХ
Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе председательствующего - судьи Л.Ш.Гумеровой, судей Р.Р.Каримовой, В.М.Крылова, Ф.Р.Муратшина,
заслушав в заседании заключение судьи Р.Р.Каримовой, проводившей на основании статьи 44 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" предварительное изучение обращения,
установил:
1. В Конституционный Суд Республики Башкортостан обратились граждане Фаршатов Олег Кабитянович, Фаттахов Роберт Ахметзянович, Фархутдинов Мадис Хамитович, Ибрагимов Фаниль Гильмиярович, Гайнетдинов Назиф Талгатович, Якупов Динар Масгутович, Усаев Алик Рамилевич, Бакиров Тагир Галиевич, Минязов Фирдинант Байзавиевич и Хисматуллин Раудат Лутфуллович с жалобой на нарушение конституционных прав и свобод абзацем первым части 1 статьи 71 и пунктом 1 части 1 статьи 103 Кодекса Республики Башкортостан о выборах (далее - Кодекс о выборах) в части регулирования порядка создания и формирования избирательных фондов для финансирования избирательных кампаний кандидатами в депутаты представительных органов муниципальных образований.
Как следует из представленных материалов, заявители были зарегистрированы в качестве кандидатов в депутаты на выборах 14 октября 2012 года в Совет муниципального района Бураевский район Республики Башкортостан. В период после письменного уведомления соответствующей территориальной избирательной комиссии об их выдвижении до представления документов для их регистрации кандидаты уведомили эту избирательную комиссию об отказе от создания избирательного фонда для финансирования своей избирательной кампании. Впоследствии каждый из кандидатов подал заявление для создания собственного избирательного фонда, в чем им было отказано организующей выборы избирательной комиссией со ссылкой на истечение допустимого законом периода (абзац первый части 1 статьи 71 Кодекса о выборах).
По мнению заявителей, оспариваемые нормы являются неопределенными по содержанию, нарушают их право быть избранными в представительные органы местного самоуправления и право на равенство кандидатов при проведении избирательной кампании и, следовательно, противоречат статье 29, части первой статьи 33, части первой статьи 49 Конституции Республики Башкортостан.
2. Конституционный Суд Республики Башкортостан, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно Конституции Республики Башкортостан гражданам в соответствии с федеральным законом и законом Республики Башкортостан обеспечивается право избирать и быть избранными в органы государственной власти Республики Башкортостан и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах (часть вторая статьи 33).
В соответствии со статьей 71, пункт "в", Конституции Российской Федерации регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина находятся в ведении Российской Федерации.
Защита прав и свобод человека и гражданина находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статья 72, пункт "б" части 1, статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации).
Для обеспечения реализации прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, законами субъекта Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (пункт 3 статьи 1) и определяться порядок проведения выборов в органы местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, определенных федеральным законом (статья 3, части 2 и 3, статья 32, часть 2, статья 72, пункт "н" части 1, статья 76, часть 2, Конституции Российской Федерации; пункт 2 статьи 1 и подпункт "в" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"; часть 3 статьи 23 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; пункт 33 части первой статьи 71 Конституции Республики Башкортостан).
Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" предусматривает, что установленные им основные гарантии избирательных прав могут быть изменены не иначе как путем внесения в него изменений и не могут быть сужены законом субъекта Российской Федерации (пункт 5 статьи 1).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 11 марта 2008 года № 4-П, соответствующий закон субъекта Российской Федерации выступает в качестве конкретизирующего нормативного регулятора избирательных прав граждан... Такое регулирование не является регулированием прав и свобод человека и гражданина в смысле статьи 71 (пункт "в"), оно носит вторичный характер и производно от базового, устанавливаемого - в соответствии с принципом единства системы правового регулирования избирательных прав, вытекающим из статей 4 (часть 2), 15 (часть 1), 32 (части 1 и 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункт "б" части 1) и 76 Конституции Российской Федерации, - Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в частности Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", который, как нормативный правовой акт общего действия, затрагивающий основополагающие вопросы организации и проведения выборов, определяет права и обязанности участников избирательных правоотношений, в том числе закрепляет полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации по реализации и обеспечению избирательных прав граждан, осуществляя тем самым разграничение этих полномочий. Законодатель субъекта Российской Федерации, в свою очередь, вводя конкретные избирательные процедуры... не должен снижать уровень федеральных гарантий избирательных прав, обеспечиваемый в Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации и согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Законодатель субъекта Российской Федерации не вправе также вводить какие-либо ограничения конституционных прав и свобод и тем более - устанавливать такие процедуры и условия, которые затрагивают само существо права на свободные выборы.
2.1. Пункт 1 статьи 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" устанавливает, что кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией. При проведении выборов в органы местного самоуправления создание кандидатом избирательного фонда необязательно при условии, что число избирателей в избирательном округе не превышает пять тысяч и финансирование кандидатом своей избирательной кампании не производится. В этом случае кандидат уведомляет соответствующую избирательную комиссию об указанных обстоятельствах.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 24 мая 2005 года № 253-О подтвердил ранее сформулированные им в Постановлении от 17 ноября 1998 года № 26-П и Определении от 1 октября 1998 года № 120-О правовые позиции о том, что положение о необходимости создания избирательных фондов должно рассматриваться как средство обеспечения равенства кандидатов перед законом; является специальным предварительным условием, необходимым для регистрации кандидатов; это условие, не затрагивающее существо и содержание избирательных прав, относится к порядку их реализации и в равной мере распространяется на всех кандидатов, а потому не ущемляет их равноправие.
Предписания пункта 1 статьи 58 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не предусматривают регулятивные полномочия Республики Башкортостан относительно автономии и свободы избирательных действий кандидата по созданию им избирательного фонда. Ввиду отсутствия таковых общие и специальные федеральные нормы текстуально воспроизведены в абзаце первом части 1 статьи 71 Кодекса о выборах.
Поскольку проверка конституционности федеральных законов и их отдельных положений, примененных или подлежащих применению в конкретном деле, относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, установленной Конституцией Российской Федерации (статья 125, часть 4), жалоба заявителей Конституционному Суду Республики Башкортостан в этой части неподведомственна.
2.2. Источники финансирования избирательного фонда кандидата определены в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Пункт 5 его статьи 58 устанавливает, что избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений создаются только за счет собственных средств кандидата, избирательного объединения; средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; добровольных пожертвований граждан; добровольных пожертвований юридических лиц; средств, выделенных кандидату, избирательному объединению соответствующей избирательной комиссией, в случае, если это предусмотрено законом. Согласно пункту 10 названной статьи предельный размер перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата, избирательного объединения, средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением, добровольных пожертвований граждан и юридических лиц и предельный размер расходования средств избирательных фондов устанавливаются законом, под которым понимается федеральный конституционный закон, федеральный закон и закон субъекта Российской Федерации (пункт 17 статьи 2).
В силу того, что в федеральных законоположениях не регламентируются предельные размеры перечисляемых в избирательные фонды собственных средств кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования и предельные размеры расходования средств избирательных фондов на выборах в органы местного самоуправления, законодательный (представительный) орган Республики Башкортостан самостоятельно урегулировал правоотношения на данной стадии избирательного процесса. Так, оспариваемый заявителями пункт 1 части 1 статьи 103 Кодекса о выборах предусматривает, что избирательные фонды кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования создаются за счет собственных средств кандидата, которые в совокупности не могут превышать 20 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда кандидата, установленного в соответствии с настоящим Кодексом.
Конституционный Суд Российской Федерации ранее указал, что регулирование законом в сфере создания и расходования средств избирательных фондов гарантирует равные возможности гражданам для реализации избирательного права и не является его ограничением (Определение от 24 мая 2005 года № 253-О). В этой связи целесообразность действий законодателя Республики Башкортостан, осуществляемых в пределах своей дискреции, не может быть предметом проверки Конституционного Суда Республики Башкортостан.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 3, пунктом "б" части 1 статьи 46, частью 2 статьи 74, статьями 77 и 78, частью 1 статьи 82 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы заявителей, поскольку разрешение поставленных в ней вопросов Конституционному Суду Республики Башкортостан неподведомственно.
2. Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.
3. Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан".
Конституционный Суд
Республики Башкортостан
------------------------------------------------------------------
Введите даты для поиска: