Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Верховного суда Республики Башкортостан от 15.07.2013 по делу N 3-45/2013 <О признании несоответствующими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Республиканской программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной Постановлением Правительства РБ от 29.12.2012 N 500>



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 15 июля 2013 г. по делу № 3-45/2013

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего - судьи Касимовой З.Ш.,
при секретаре судебного заседания - Ф.А.Ю.,
с участием прокурора отдела по надзору за законностью правовых актов управления по надзору и исполнением федерального законодательства прокуратуры Республики Башкортостан - М.А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Башкортостан о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2012 № 500,

установил:

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2012 № 500 (далее - Постановление) утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов (далее - Республиканская программа).
Текст Постановления опубликован на официальном Интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан http://www.npa.bashkortostan.ru, 05.02.2013, в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", 22.02.2013, № 6(408), ст. 242.
Прокурор Республики Башкортостан обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением, в котором просил признать не соответствующими федеральному законодательству и не действующими отдельных положений Республиканской программы в связи с тем, что они устанавливают заниженные нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, чем установленные Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 года и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1074 (далее - Федеральная программа), вследствие чего нарушаются конституционные права граждан республики на получение государственных гарантий бесплатной медицинской помощи в объеме, установленном Правительством Российской Федерации. Кроме того, в заявлении прокурора Республики Башкортостан говорится о том, что Республиканской программой не предусмотрено выделение средств из бюджета Республики Башкортостан на обращения по поводу заболеваний при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) как в 2013 году, так и в 2014, 2015 годах, а в разделе VI Федеральной программы предусмотрены средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи для целей формирования территориальных программ на 2013, 2014 и 2015 годы на такие обращения за счет соответствующих бюджетов.
В судебном заседании представитель прокурора Республики Башкортостан - прокурор отдела по надзору за законностью правовых актов управления по надзору и исполнением федерального законодательства прокуратуры Республики Башкортостан М.А.С., действующая на основании доверенности <...>, заявление прокурора Республики Башкортостан поддержала, просила его удовлетворить в полном объеме по изложенным в нем основаниям.
Представитель Правительства Республики Башкортостан С.С.П. (доверенности <...> с правом передоверия и <...> в порядке передоверия) просил отказать в удовлетворении требований прокурора, ссылаясь на разъяснение Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 года "По программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов", из которого следует, что территориальные нормативы объема медицинской помощи и нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи могут быть меньше нормативов, установленных Федеральной программой.
Представитель Министерства здравоохранения Республики Башкортостан Х.М.Ф. (доверенность от <...>) также просил отказать в удовлетворении требований прокурора Республики Башкортостан в связи с тем, что нормативы, предусмотренные в Республиканской программе, могут отличаться от нормативов Федеральной программы с учетом особенности половозрастного состава населения субъекта Российской Федерации, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанных на данных медицинской статистики, а так же климатических и географических особенностей региона и транспортной доступности медицинских организаций.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвовавших в деле, проанализировав их доводы и возражения, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации координация вопросов здравоохранения находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
На федеральном уровне рассматриваемые правоотношения регламентируются Федеральным законом № 323-ФЗ от 21.11.2011 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 323-ФЗ).
Согласно статье 3 Федерального закона № 323-ФЗ законодательство в сфере охраны здоровья основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (часть 1); нормы об охране здоровья, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить нормам настоящего Федерального закона (часть 2); в случае несоответствия норм об охране здоровья, содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы настоящего Федерального закона (часть 3).
В соответствии с частями 4, 5 статьи 80 Федерального закона № 323-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждается программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи сроком на три года (на очередной финансовый год и на плановый период). В рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи устанавливаются базовая программа обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании; средние нормативы объема медицинской помощи, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, средние подушевые нормативы финансирования, а также порядок и структура формирования тарифов на медицинскую помощь и способы ее оплаты; требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка, условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности медицинской помощи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1074 утверждена Федеральная программа.
Разделом V Федеральной программы установлено, что средние нормативы объема медицинской помощи по ее видам в целом по программе рассчитываются в единицах объема на 1 жителя в год. В этом разделе Федеральной программы предусмотрен средний норматив объема для медицинской помощи в амбулаторных условиях, оказываемой в связи с заболеваниями, на 2013 год - 2,1 обращения на 1 жителя.
В разделе VI Федеральной программы установлены следующие средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи для целей формирования территориальных программ на 2013 год:
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств соответствующих бюджетов - 508,3 рубля,
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов - 1657 рублей,
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств соответствующих бюджетов - 1537,1 рубля.
Согласно пункту 3 статьи 16, части 1 статьи 81 Федерального закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области охраны здоровья граждан относятся разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования. Разделом 1 Федеральной программы также предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с Федеральной программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов.
Согласно части 3 статьи 81 Федерального закона № 323-ФЗ территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи при условии выполнения финансовых нормативов, установленных программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи, а также дополнительные объемы медицинской помощи, в том числе предусматривающие возможность превышения усредненных показателей, установленных стандартами медицинской помощи.
В части 4 статьи 81 Федерального закона № 323-ФЗ установлено, что при формировании территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи учитываются:
1) порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи;
2) особенности половозрастного состава населения;
3) уровень и структура заболеваемости населения субъекта Российской Федерации, основанные на данных медицинской статистики;
4) климатические и географические особенности региона и транспортная доступность медицинских организаций;
5) сбалансированность объема медицинской помощи и ее финансового обеспечения, в том числе уплата страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании.
Из буквального содержания приведенных положений федерального законодательства и Федеральной программы следует, что территориальные программы должны соответствовать федеральной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Предусмотренные Федеральной программой нормативы рассчитаны как средние, следовательно, они, являясь государственной гарантией равного права всех граждан Российской Федерации на получение бесплатной медицинской помощи, не могут быть произвольно уменьшены субъектами Российской Федерации.
Правительством Республики Башкортостан Постановлением утверждена Республиканская программа, в которой нормативы объемов медицинской помощи по указанным показателям ниже, установленных Федеральной программой.
Так, разделом 7 Республиканской программы установлен норматив объема оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях в связи с заболеваниями на 2013 год - 1,9287 обращения на одного жителя.
В пункте 8.1 Республиканской программы средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на 2013 год составляют:
на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств соответствующих бюджетов - 200,90 рубля;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов - 1597,20 рубля;
на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств соответствующих бюджетов - 1358,40 рубля.
Кроме того, в Республиканской программе (пункт 8.1) определены средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи на обращение по поводу заболевания при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями (их структурными подразделениями) только за счет средств обязательного медицинского страхования (на 2013 года - 955,11 рубля; на 2014 год - 1041,58 рубля; на 2015 год - 1186,20 рубля). Средние нормативы финансовых затрат на указанные цели из средств соответствующего бюджета в Республиканской программе не предусмотрены, несмотря на то, что Федеральной программой эти нормативы для целей формирования территориальных программ установлены (на 2013 года - 771,8 рубля; на 2014 год - 1044 рубля и 2015 год - 1256,9 рубля).
Суд не может согласиться с аргументом представителей Правительства и Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в обоснование уменьшения рассматриваемых нормативов в Республиканской программе, о том, что в Федеральной программе предусмотрены лишь средние нормативы, которые в соответствии с приведенным выше письмом Министерства здравоохранения Российской Федерации могут быть ниже на региональном уровне. По мнению суда, само по себе указание о среднем уровне нормативов не свидетельствует о наличии у субъекта Российской Федерации права произвольно устанавливать нормативы объема медицинской помощи в размере меньшем, нежели установленные Федеральной программой, а предусмотренная ею необходимость учета особенностей возрастно-полового состава, уровня и структуры заболеваемости населения субъекта Российской Федерации не наделяет их правом занижать указанные нормативы. Кроме того, суду не представлены какие-либо доказательства в подтверждение обоснованности занижения рассматриваемых нормативов, несмотря на неоднократные разъяснения судом в судебных заседаниях правила части 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, устанавливающего обязанность органа, принявшего нормативно-правовой акт, по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности (л.д.180 оборот, 188 оборот).
Заинтересованными лицами не подтверждены конкретные факторы, перечисленные в приведенном письме Минздрава Российской Федерации: уровень госпитализированной заболеваемости населения, демографические особенности региона, уровень территориальной доступности бюджетных услуг и другие факторы, обосновывающие занижение нормативов, установленных в Федеральной программе по оспариваемым прокурором Республики Башкортостан параметрам.
При таких обстоятельствах суд считает, что утверждение в заявлении прокурора Республики Башкортостан о не соответствии оспариваемых им положений федеральному законодательству, является обоснованным.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Исходя из того, что Республиканская программа, в том числе и в оспариваемой части, применялась, на ее основании реализовались права граждан и организаций, суд считает возможным признать эти нормы недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан

решил:

удовлетворить заявление прокурора Республики Башкортостан.
Признать не соответствующими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления настоящего решения в законную силу, нормы, содержащиеся в следующих абзацах Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 29.12.2012 № 500:
абзац 4 раздела 7 в части установления норматива объема медицинской помощи в амбулаторных условиях в связи с заболеваниями на 2013 год,
абзац 6 пункта 8.1 раздела 8 в части установления среднего норматива финансовых затрат на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров за счет средств соответствующих бюджетов,
абзац 8 пункта 8.1 раздела 8 в части установления среднего норматива финансовых затрат на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих медицинскую помощь в стационарных условиях, за счет средств соответствующих бюджетов,
абзац 9 пункта 8.1 раздела 8 в части установления среднего норматива финансовых затрат на 1 койко-день в медицинских организациях (их структурных подразделениях), оказывающих паллиативную медицинскую помощь в стационарных условиях (включая больницы сестринского ухода), за счет средств соответствующих бюджетов;
абзац 4 пункта 8.1, абзац 4 пункта 8.2 раздела 8 в части отсутствия финансирования из соответствующих бюджетов обращений по поводу заболеваний при оказании медицинской помощи в амбулаторных условиях медицинскими организациями.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме через Верховный Суд Республики Башкортостан.

Судья
Верховного Суда
Республики Башкортостан
З.Ш.КАСИМОВА

Мотивированное решение изготовлено 17.07.2013.

Судья
Верховного Суда
Республики Башкортостан
З.Ш.КАСИМОВА


Решение Верховного Суда Республики Башкортостан от 15.07.2013 вступило в законную силу 09.10.2013.

Судья
Верховного Суда
Республики Башкортостан
З.Ш.КАСИМОВА


------------------------------------------------------------------