Типы документов

Реклама

Партнеры

Решение Верховного суда Республики Башкортостан от 17.07.2013 по делу N 3-43/2013 <О признании недействующим пункта 5.2.27 республиканских нормативов градостроительного проектирования "Градостроительство. Планировка и застройка городских округов, городских и сельских поселений Республики Башкортостан", утвержденных Постановлением Правительства РБ от 13.05.2008 N 153>



ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 июля 2013 г. по делу № 3-43/2013

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего - судьи Касимовой З.Ш.,
при секретаре судебного заседания - Ф.А.Ю.,
с участием старшего прокурора отдела по надзору за законностью правовых актов Управления по надзору и исполнением федерального законодательства прокуратуры Республики Башкортостан - В.Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 июля 2013 года гражданское дело по заявлению прокурора Республики Башкортостан о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим пункта 5.2.27 Республиканских нормативов градостроительного проектирования Республики Башкортостан "Градостроительство. Планировка и застройка городских округов, городских и сельских поселений Республики Башкортостан", утвержденных Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13.05.2008 № 153 (далее - Республиканские нормативы),

установил:

13.05.2008 Правительством Республики Башкортостан принято Постановление № 153 "Об утверждении республиканских нормативов градостроительного проектирования "Градостроительство. Планировка и застройка городских округов, городских и сельских поселений Республики Башкортостан" (далее - Постановление).
Текст Постановления опубликован в издании "Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики Башкортостан" 25.07.2008, № 14 (284), ст. 855.
Прокурор Республики Башкортостан обратился в Верховный Суд Республики Башкортостан с заявлением, в котором просит признать не соответствующим федеральному законодательству и недействующим пункт 5.2.27 Республиканских нормативов, в связи с тем, что он предусматривает вид деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков, осуществляемой на основании лицензии, предоставляемой дирекциями национальных парков по форме, утвержденной государственным органом Российской Федерации, в ведении которого находятся национальные парки, несмотря на то, что Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензирование данного вида деятельности не предусмотрено.
- судебном заседании представитель прокурора Республики Башкортостан - старший прокурор отдела по надзору за законностью правовых актов Управления по надзору и исполнением федерального законодательства прокуратуры Республики Башкортостан В.Г.А., действующая на основании доверенности от <...>, заявление прокурора Республики Башкортостан поддержала, просила его удовлетворить в полном объеме по изложенным в нем основаниям.
Представитель Правительства Республики Башкортостан С.С.П. (доверенности от <...> с правом передоверия и от <...> в порядке передоверия), ссылаясь на то, что в настоящее время готовится проект новых Республиканских нормативов, где оспоренная прокурором норма отсутствует, утверждая, что этот документ имеет большой объем, для его принятия в установленном порядке необходимо значительное время, просил отложить рассмотрение дела для внесудебного удовлетворения требований прокурора Республики Башкортостан.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвовавших в деле, проанализировав их доводы и возражения, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (часть 1); не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (часть 2).
Согласно пунктам "б" и "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76).
Отношения, связанные с лицензированием деятельности на федеральном уровне урегулированы Федеральным законом № 99-ФЗ от 04.05.2011 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон № 99-ФЗ).
Согласно статье 2 Федерального закона № 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается (часть 1); к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием (часть 3).
В статье 12 Федерального закона № 99-ФЗ установлен перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.
В оспоренном прокурором Республики Башкортостан пункте 5.2.27 Республиканских нормативов сказано, что обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков осуществляется в соответствии с утвержденными проектами на основании лицензий на осуществление деятельности по обеспечению регулируемого туризма и отдыха, предоставляемых дирекциями национальных парков, если предлагаемые услуги по организации обслуживания посетителей не противоречат целям деятельности национальных парков и не причиняют ущерба природным комплексам и объектам историко-культурного наследия. Форма лицензии утверждается государственным органом Российской Федерации, в ведении которого находятся национальные парки.
В этой норме регламентируется деятельность по обеспечению регулируемого туризма и отдыха на территориях национальных парков. Такой вид деятельности, как требующий лицензирования, не предусмотрен в статье 12 Федерального закона № 99-ФЗ.
Согласно части 3 этой статьи введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения изменений в предусмотренный настоящим Федеральным законом перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии.
Ранее действовавший Федеральный закон от 08.08.2001 № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с момента вступления в силу также не предусматривал необходимости лицензирования обеспечения регулируемого туризма и отдыха на территории национальных парков, в том числе и в период действия на момент издания Постановления.
Согласно статье 6 Федерального закона № 99-ФЗ осуществление полномочий Российской Федерации в области лицензирования отдельных видов деятельности может быть передано органам государственной власти субъектов Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Из этой нормы следует, что единственным основанием передачи полномочий по лицензированию органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренным Федеральным Законом № 99-ФЗ, является установление этого обстоятельства федеральными законами.
Поскольку лицензирование этого вида деятельности вообще не предусмотрено федеральным законодательством, оно и не могло быть передано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Анализ приведенных норм федерального законодательства показал, что лицензирование какого-либо вида деятельности возможно только в случаях, предусмотренных федеральным законодательством; субъект Российской Федерации вправе осуществлять правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности только при передаче ему таких полномочий на основании федерального закона.
Учитывая, что обеспечение регулируемого туризма и отдыха на территории национальных парков в соответствии с федеральным законодательством не подлежит лицензированию, исполнительный орган субъекта Российской Федерации - Правительство Республики Башкортостан, регламентировавшее лицензирование этого вида деятельности, превысило свои полномочия, что влечет нарушение интересов неопределенного круга лиц.
Таким образом, суд считает, что требования прокурора Республики Башкортостан обоснованы и подлежат удовлетворению.
Довод представителя Правительства Республики Башкортостан о том, что оспариваемая норма не предусмотрена в проекте новых Республиканских нормативов, которые в настоящее время разрабатываются и в ближайшее время будут приняты, на рассмотрение дела судом не влияет.
Кроме того, из прокурорского заявления следует, что 01.02.2013 в Правительство Республики Башкортостан внесено представление об устранении нарушений законодательства об особо охраняемых природных территориях, до настоящего времени меры по приведению указанного нормативного правового акта в соответствии с федеральным законодательством не приняты.
Согласно части 2 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Башкортостан

решил:

заявление прокурора Республики Башкортостан удовлетворить.
Признать пункт 5.2.27 Республиканских нормативов градостроительного проектирования "Градостроительство. Планировка и застройка городских округов, городских и сельских поселений Республики Башкортостан", утвержденных Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 13.05.2008 № 153, не соответствующим нормам статей 2, 6, 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и недействующим с момента вступления настоящего решения в силу.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме через Верховный Суд Республики Башкортостан.

Судья
Верховного Суда
Республики Башкортостан
З.Ш.КАСИМОВА

Мотивированное решение изготовлено 22.07.2013.

Судья
Верховного Суда
Республики Башкортостан
З.Ш.КАСИМОВА

Решение от 17.07.2013 Верховного Суда Республики Башкортостан вступило в законную силу 23.08.2013.

Судья
Верховного Суда
Республики Башкортостан
З.Ш.КАСИМОВА


------------------------------------------------------------------