Типы документов

Реклама

Партнеры

Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан от 02.10.2013 N 73-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы Регионального отделения политической партии "Республиканская партия России - Партия народной свободы" в Республике Башкортостан на нарушение конституционных прав отдельными положениями Кодекса Республики Башкортостан о выборах"



КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 2 октября 2013 г. № 73-О

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ РЕГИОНАЛЬНОГО
ОТДЕЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ "РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ПАРТИЯ
РОССИИ - ПАРТИЯ НАРОДНОЙ СВОБОДЫ" В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН
НА НАРУШЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ОТДЕЛЬНЫМИ ПОЛОЖЕНИЯМИ
КОДЕКСА РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН О ВЫБОРАХ

Конституционный Суд Республики Башкортостан в составе председательствующего - судьи Л.Ш.Гумеровой, судей Р.Р.Каримовой, В.М.Крылова, Ф.Р.Муратшина, заслушав в заседании заключение судьи Ф.Р.Муратшина, проводившего на основании статьи 44 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" предварительное изучение обращения,

установил:

1. В конституционной жалобе Региональное отделение политической партии "Республиканская партия России - Партия народной свободы" в Республике Башкортостан просит проверить конституционность:
а) подпункта "б" пункта 16 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 22 апреля 2013 года № 674-з "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Башкортостан о выборах и референдумах" и подпункта "б" пункта 25 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 29 мая 2013 года № 678-з "О внесении изменений в Кодекс Республики Башкортостан о выборах".
По мнению заявителя, внесенные названными актами перед стартом избирательной кампании в части 1.1 и 2 статьи 97.1 Кодекса Республики Башкортостан о выборах от 6 декабря 2006 года № 380-з изменения, касающиеся порядка формирования списка кандидатов в депутаты Государственного Собрания Республики Башкортостан, выдвигаемых избирательными объединениями, создают дополнительные препятствия большинству зарегистрированных политических партий при выдвижении и регистрации ими списков кандидатов, ограничивая и нарушая гарантированные Конституцией Республики Башкортостан политические свободы и избирательные права граждан и их объединений;
б) подпунктов "а" и "в" пункта 12 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 29 мая 2013 года № 678-з "О внесении изменений в Кодекс Республики Башкортостан о выборах".
Заявитель полагает, что данные нормы, устанавливая для кандидатов в депутаты Государственного Собрания Республики Башкортостан дополнительные ограничения, касающиеся их зарубежного имущества, при его наличии, требования представлять в избирательную комиссию сведения о своих расходах, расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по отдельным видам гражданско-правовых сделок за последние три года, если сумма сделки превышает общие доходы кандидата и его супруга за три последних года, а также закрыть все счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеть и (или) не пользоваться иностранными финансовыми инструментами, умаляют пассивное избирательное право граждан и необоснованно регулируют имущественные права кандидатов в выборные органы власти.
В обоснование неконституционности оспариваемых им положений заявитель указывает, что вышеприведенные законы Республики Башкортостан не могли быть приняты депутатами Государственного Собрания Республики Башкортостан четвертого созыва, поскольку их полномочия истекли еще в марте текущего года.
В обращении также утверждается, что данные законы Республики Башкортостан не подлежат применению в силу того, что они не были официально опубликованы в соответствии с требованиями Закона Республики Башкортостан от 11 мая 1995 года № 1-з "О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Башкортостан, актов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан".
2. Согласно Конституции Республики Башкортостан гражданам в соответствии с федеральным законом и законом Республики Башкортостан обеспечивается право избирать и быть избранными в органы государственной власти Республики Башкортостан и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдумах (часть вторая статьи 33).
Для обеспечения реализации прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, законом субъекта Российской Федерации в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливается порядок проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (статья 3 (части 1, 2 и 3), статья 32 (часть 2), статья 72 (пункт "н" части 1), статья 76 (части 2 и 5) Конституции Российской Федерации; пункт 2 статьи 1 и подпункт "к" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации "закон субъекта Российской Федерации выступает при этом в качестве конкретизирующего нормативного регулятора избирательных прав граждан, реализуемых ими при формировании органа народного представительства данного субъекта Российской Федерации. Такое регулирование не является регулированием прав и свобод человека и гражданина в смысле статьи 71 (пункт "в"), оно носит вторичный характер и производно от базового, устанавливаемого - в соответствии с принципом единства системы правового регулирования избирательных прав, вытекающим из статей 4 (часть 2), 15 (часть 1), 32 (части 1 и 2), 71 (пункт "в"), 72 (пункт "б" части 1) и 76 Конституции Российской Федерации, - Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в частности Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" ... Законодатель субъекта Российской Федерации, в свою очередь, вводя конкретные избирательные процедуры, ... не должен снижать уровень федеральных гарантий избирательных прав, обеспечиваемый в Российской Федерации на основе Конституции Российской Федерации и согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Законодатель субъекта Российской Федерации не вправе также вводить какие-либо ограничения конституционных прав и свобод и тем более - устанавливать такие процедуры и условия, которые затрагивают само существо права на свободные выборы" (Постановление от 11 марта 2008 года № 4-П).
В Кодексе Республики Башкортостан о выборах установлены особенности выборов депутатов Государственного Собрания Республики Башкортостан (глава XIII). В частности, согласно части 1 его статьи 97.1 список кандидатов должен состоять из общереспубликанской части и региональной части (региональных групп кандидатов, соответствующих территориям и номерам одномандатных избирательных округов, образуемых в соответствии с частью 2 статьи 96 настоящего Кодекса). Каждая региональная группа должна иметь порядковый номер и наименование, которое соответствует номеру и наименованию соответствующего одномандатного избирательного округа. Число региональных групп определяется решением избирательного объединения, выдвинувшего единый список кандидатов, и не может быть менее половины и более числа образованных одномандатных избирательных округов.
Оспариваемым заявителем положением Закона Республики Башкортостан от 22 апреля 2013 года № 674-з в часть 2 статьи 97.1 Кодекса Республики Башкортостан о выборах внесено изменение, устанавливающее минимальное количество кандидатов, внесенных избирательным объединением в список кандидатов, составляющее не менее 84 человек.
В дальнейшем, Законом Республики Башкортостан от 29 мая 2013 года № 678-з (подпункт "б" пункта 25 статьи 1) внесено дополнение в часть 1.1 названной статьи. Если ранее предусматривалось, что в общереспубликанскую часть списка кандидатов может быть включено не менее одного и не более трех кандидатов, а в региональную группу - не менее одного кандидата, то согласно новому правовому регулированию суммарное число кандидатов, включенных в общереспубликанскую часть и региональную группу списка кандидатов, не может быть менее трех.
По смыслу вышеприведенных конституционных норм, положений федерального законодательства и законодательства Республики Башкортостан Государственное Собрание Республики Башкортостан, в полномочия которого входит установление порядка проведения выборов в законодательный (представительный) орган государственной власти Республики Башкортостан, обладает достаточно широкой дискрецией в определении порядка формирования списков кандидатов от избирательных объединений. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации, "Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", регламентируя вопросы проведения выборов на основе пропорциональной избирательной системы, в том числе в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, в статье 38, закрепляющей порядок регистрации списков кандидатов, не устанавливает требований, касающихся формирования этих списков. В частности, ею не определяются ни число региональных групп кандидатов, на которое должен быть разбит список кандидатов, ни число кандидатов в региональной группе и в списке в целом, ни число региональных групп, выбытие из которых кандидатов влечет соответствующие правовые последствия, - данные вопросы применительно к выборам депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются законом субъекта Российской Федерации" (Постановление от 11 марта 2008 года № 4-П).
Тем самым, в силу презумпции добросовестности законодателя (как проявление презумпции добросовестности и разумности действий участников конституционных правоотношений), сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлениях от 5 июля 2001 года № 11-П и от 27 декабря 2012 года № 34-П, предполагается, что Государственное Собрание Республики Башкортостан, устанавливая порядок формирования списков кандидатов в депутаты, поступило добросовестно и разумно в соответствии с интересами всех избирательных объединений.
Не соглашаясь с существующим порядком формирования списков кандидатов в депутаты Государственного Собрания Республики Башкортостан от избирательных объединений, заявитель фактически ставит вопрос о совершенствовании действующего правового регулирования, что находится в исключительной компетенции законодателя. Разрешение данного вопроса Конституционным Судом Республики Башкортостан означало бы оценку целесообразности решений органа законодательной власти Республики Башкортостан, что не входит в полномочия Конституционного Суда Республики Башкортостан. В силу части 1 статьи 4 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан" Конституционный Суд Республики Башкортостан решает исключительно вопросы права.
3. Оспариваемым заявителем подпунктом "а" пункта 12 статьи 1 Закона Республики Башкортостан "О внесении изменений в Кодекс Республики Башкортостан о выборах" статья 40 Кодекса Республики Башкортостан о выборах дополнена частью 6.1 следующего содержания:
"При проведении выборов в органы государственной власти Республики Башкортостан, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов кандидат также представляет в избирательную комиссию по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
1) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также сведения о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
2) сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка".
Подпунктом "в" пункта 12 статьи 1 Закона Республики Башкортостан от 29 мая 2013 года № 678-з названная статья Кодекса Республики Башкортостан о выборах дополнена частью 6.3 следующего содержания:
"При проведении выборов в органы государственной власти Республики Башкортостан, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов кандидат обязан к моменту своей регистрации закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов".
Как показал анализ, приведенные законоположения носят вторичный характер и не устанавливают новое правовое регулирование. Данные нормы первоначально были введены в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (подпункт "б" пункта 3.1 и пункт 3.3 статьи 33) федеральными законами от 2 апреля 2013 года № 30-ФЗ и от 7 мая 2013 года № 102-ФЗ. Это означает, что оспариваемые заявителем нормы не могут быть предметом рассмотрения Конституционного Суда Республики Башкортостан, так как указанные требования к кандидатам в выборные органы власти установлены федеральным законодательством и их рассмотрение выходит за рамки подведомственности данного органа конституционного контроля.
4. Конституционный Суд Республики Башкортостан не может согласиться с утверждением заявителя о том, что законы Республики Башкортостан от 22 апреля 2013 года № 674-з и от 29 мая 2013 года № 678-з приняты неправомочным органом.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 81.1 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 2 октября 2012 года № 157-ФЗ) если срок полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления либо депутатов указанных органов истекает после 31 декабря 2012 года, следующие выборы проводятся во второе воскресенье сентября года, в котором истекает указанный срок, а в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва - в день голосования на указанных выборах; сроки полномочий органов или депутатов, выборы которых в результате реализации пункта 1 настоящей статьи перенесены на более поздний срок, соответственно продлеваются, а сроки полномочий органов или депутатов, выборы которых в результате реализации указанного пункта перенесены на более ранний срок, соответственно сокращаются.
Конституционный Суд Российской Федерации, оценив эту норму, сделал вывод о том, что срок полномочий выборного органа может незначительно отклоняться от установленного законом, когда это объективно обусловлено непрерывностью народного представительства. Изменения сроков полномочий представительных органов, обусловленные указанными обстоятельствами, обеспечивают непрерывность в осуществлении власти народа через органы государственной власти, а также реализацию конституционного права граждан участвовать в управлении делами государства через представителей (статья 3, часть 2; статья 32, часть 1, Конституции Российской Федерации); они не противоречат правилам, установленным законом, и не позволяют органу власти принять произвольное решение о значительном продлении своих полномочий свыше предельного срока (Определение от 4 октября 2012 года № 1913-О).
Продление срока полномочий Государственного Собрания Республики Башкортостан не ведет к установлению каких-либо ограничений в осуществлении полномочий данного органа государственной власти или приостановлению его законодательной деятельности. В соответствии с частью 3 статьи 3 и статьей 4 Закона Республики Башкортостан от 30 декабря 2002 года № 448-з "О Государственном Собрании - Курултае Республики Башкортостан" полномочия Государственного Собрания прежнего созыва прекращаются со дня начала работы Государственного Собрания нового созыва, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Таким образом, сроки полномочий Государственного Собрания Республики Башкортостан, выборы в которое должны были состояться в марте 2013 года, продлены на основе федеральных норм. Проверка конституционности этих норм в полномочия Конституционного Суда Республики Башкортостан, как они определены статьей 3 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", не входит.
5. Согласно конституционным нормам законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы для всеобщего сведения (статья 15, часть 3, Конституции Российской Федерации; часть четвертая статьи 14 Конституции Республики Башкортостан).
Закон Республики Башкортостан от 11 мая 1995 года № 1-з "О порядке опубликования и вступления в силу законов Республики Башкортостан, актов Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан" в части первой статьи 3 предусматривает, что официальным опубликованием закона Республики Башкортостан, акта Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан считается первая публикация его полного текста в газетах "Республика Башкортостан", "Башкортостан", "Кызыл Тан", в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан", сборнике "Законы Республики Башкортостан" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан" (www.npa.bashkortostan.ru).
Законодатель Республики Башкортостан, признав в качестве официального опубликования закона Республики Башкортостан, акта Государственного Собрания Республики Башкортостан размещение его полного текста на "Официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан", использовал аналогию Федерального закона от 14 июня 1994 года № 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания", статья 4 которого устанавливает, что официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в "Парламентской газете", "Российской газете", "Собрании законодательства Российской Федерации" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Анализ показал, что Закон Республики Башкортостан от 22 апреля 2013 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Башкортостан о выборах и референдумах" опубликован 23 апреля 2013 года на "Официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан" (www.npa.bashkortostan.ru), 26 апреля 2013 года - в газете "Республика Башкортостан", 22 мая 2013 года - в Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан (№ 15 (417), ст. 641) и вступил в силу по истечении десяти дней со дня его первого официального опубликования.
Закон Республики Башкортостан от 29 мая 2013 года "О внесении изменений в Кодекс Республики Башкортостан о выборах" опубликован 29 мая 2013 года на "Официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан" (www.npa.bashkortostan.ru), 24 июня 2013 года - в Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан, (№ 18(420), ст. 770) и также вступил в силу по истечении десяти дней со дня первого официального опубликования.
6. Из полученных в ходе предварительного изучения конституционной жалобы материалов видно, что решением Верховного суда Республики Башкортостан от 2 августа 2013 года было отказано в удовлетворении требований Башкирского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко", содержащихся в его заявлении о признании незаконным отказа Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан в заверении списка кандидатов в депутаты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан пятого созыва по единому округу, выдвинутого Башкирским отделением этой партии, и возложении обязанности на Центральную избирательную комиссию Республики Башкортостан заверить список кандидатов, отмене Постановления Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан № 36/2-5 от 22 июля 2013 года "О списке кандидатов в депутаты Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан пятого созыва, выдвинутом Башкирским региональным отделением политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко".
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 13 августа 2013 года № 49-АПГ13-16, принятым в апелляционном порядке, вышеназванное решение Верховного суда Республики Башкортостан оставлено без изменений. В данном определении, в частности, указывается, что у Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан имелись основания для отказа в заверении списка кандидатов Башкирского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко", поскольку представлены списки кандидатов только на 45 человек. Верховный Суд Российской Федерации отметил, что региональное отделение политической партии фактически не соглашается с законом Республики Башкортостан, установившим минимальное количество кандидатов, которое должно быть включено в список кандидатов. Между тем, указанное положение закона не признано недействующим и обязательно для правоприменителей, в том числе для Башкирского регионального отделения политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 3, частью 1 статьи 4, пунктом "а" части 2 статьи 38, частью 1 статьи 42, пунктами "а" и "б" части 1 статьи 46, частью 2 статьи 74, статьями 77 и 78, частью 1 статьи 82 Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", Конституционный Суд Республики Башкортостан

определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы Регионального отделения политической партии "Республиканская партия России - Партия народной свободы" в Республике Башкортостан, поскольку она не отвечает требованиям Закона Республики Башкортостан "О Конституционном Суде Республики Башкортостан", в соответствии с которыми обращение может быть признано допустимым, а также в силу неподведомственности Конституционному Суду Республики Башкортостан поставленных в ней вопросов.
2. Уплаченная государственная пошлина подлежит возврату.
3. Определение Конституционного Суда Республики Башкортостан по данному обращению не может быть пересмотрено иным судом.
4. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Ведомостях Государственного Собрания - Курултая, Президента и Правительства Республики Башкортостан".

Конституционный Суд
Республики Башкортостан


------------------------------------------------------------------